«Мыслить как японец. Как японская культура учит слышать себя»

Как игровые автоматы повлияли на японскую повседневность

Японская культура — во многом вещь в себе. Несмотря на то, что с середины XIX века Япония активно заимствовала западные технологии, а иногда и повседневные привычки, это до сих пор страна с совершенно уникальным культурным кодом. В книге «Мыслить как японец. Как японская культура учит слышать себя» востоковед Нина Воронина рассказывает о культурных рутинах и практиках современной Японии: в чем они похожи на привычные нашему взгляду, а в чем — кардинально отличны. Книга вошла в длинный список премии «Просветитель» 2025 года. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о японских игровых автоматах и тех, кто ими увлекается сильнее других.

パチンコなど。Патинко и другие игры

Продолжим говорить о японских пороках. Японцы курят и пьют, но не настолько много и не настолько часто, чтобы это стало национальным стереотипом. В предыдущих главах мы познакомились с местными барами, а также выяснили, что алкоголь играет роль социальной смазки в деловом мире. Возможно, как раз поэтому отношение к пьяным людям в стране очень лояльное. Японцам не требуется много выпивки, чтобы потерять контроль. Это связано с особенностями национальной диеты. В нашей кухне, например, блюда содержат много жиров. Из-за этого алкоголь не сразу впитывается желудком, так как на его пути встречается препятствие в виде жировой пленки. Следовательно, русские могут выпить гораздо больше. Японцы из-за своего рациона, напротив, пьянеют быстро и сильно.

Запрещенными веществами в Японии особо не увлекаются. Это дорогостоящее и крайне опасное «удовольствие», которое к тому же серьезно порицается (а как мы помним из главы 2, японцы больше всего боятся остракизма).

Настоящим бичом современного японского общества является игровая зависимость. Она затрагивает не только безработную молодежь, но и другие слои населения, в частности пенсионеров, у которых достаточно денег и свободного времени. Особой популярностью пользуются патинко — это нечто среднее между игровым автоматом и вертикальным пинболом. Словом патинко обозначают и заведение с такими автоматами, и сам автомат (иногда его называют «пати-слот», однако вечеринки тут ни при чем).

Суть игры проста. Человек покупает большое количество маленьких металлических шариков и засыпает их в автомат. Пати или патин — это звук, с которым через автомат проходят шарики (отсюда и название игры). Затем, используя специальную клавишу, игрок может «выстреливать» шариками из автомата. Шарики, словно ручеек, проходят через лабиринт, состоящий из штырьков и других препятствий. Задача — довести шарики до специального отверстия. Игрок может контролировать плотность потока шариков.

В конце маршрута автомат выдает... шарики. Иногда больше, чем их было засыпано изначально. Это и есть выигрыш!

Ящички и тележки шариков обычно обменивают на плюшевые игрушки, которые уже за пределами зала можно продать за деньги: так японцы обходят законодательство, запрещающее азартные игры.

Патинко действительно очень громкие. Если вы окажетесь в зале, то будете оглушены стуком шаров, объявлениями по громкой связи и музыкой. Современные автоматы сопровождаются еще и звуковыми эффектами. В залах можно курить, поэтому присутствующих там вы будете видеть через плотный сизый дым...

В отличие от пинбола, где результат зависит от ловкости и скорости реакции игрока, патинко нельзя «переиграть». Само это выражение кажется некорректным, ведь мы же не говорим «переиграть лотерею». Однако игрок повлияет на работу автомата, если вызовет какие-то изменения в работе системы. Например, автомат может добавить дополнительные шарики или изменить конфигурацию лабиринта, чтобы увеличить вероятность победы. Но это случайные события.

По заведениям патинко можно отслеживать, когда местным старичкам приходит пенсия. В этот день у входа образуются очереди, заметные на улице. «Патинкомания» в Японии — не только социальная проблема, но и серьезный бизнес, который не так-то просто запретить.

У пожилых людей также может возникать зависимость от микротранзакций в мобильных играх. Долгое время считалось, что это проблема молодежи, в основном старшего школьного возраста. Конечно, сложно представить пенсионера, который много часов проводит в Action-RPG, чтобы купить доспехи и костюмы для персонажа, используя внутреннюю или настоящую валюту. Но есть и другой способ получить «обвес» — это рулетка. Каждый поворот «колеса» (его можно заработать через игровые действия, а можно просто купить) выдает случайный предмет.

По сути, я описала явление, известное в международном геймерском сообществе как «гача». В СНГ сейчас самая популярная гача-игра — это Genshin Impact. Япония — родина подобных развлечений. В стране существует множество аналогов Genshin Impact как для компьютеров, так и для мобильных устройств. Изначально в японском языке слово «гача» означало торговый автомат с игрушками в маленьких пластиковых шариках. Чтобы получить приз, в автомат нужно было опустить монетку (в России в 90-е годы таким образом продавалась жевательная резинка).

Долгое время гача-механики были привязаны к экшен-играм. В экшен-играх человек взаимодействовал с миром через персонажа, который выполнял различные действия: ходил, бегал, дрался, колдовал, собирал лут (ценные предметы). Однако японские разработчики быстро поняли, что им не стоит делать ставку на школьников и студентов, не имеющих собственных средств, хотя изначально проекты разрабатывались для благополучных молодых людей, которым некуда потратить карманные деньги родителейСогласитесь, здесь есть колоссальный разрыв с тем, как аналогичные проекты в России рассматривают свои целевые аудитории.. Плюс вспомним демографическую ситуацию в стране: молодых людей очень мало, а пенсионеров, у которых есть и свободное время, и сбережения, и возможность эти сбережения потратить, наоборот, много.

Пожилой человек вряд ли будет играть во что-то «геншиноподобное». Однако если предложить ему ферму, кофейню или виртуальный сад с виртуальной кошкой, а также возможность купить декор или редкий цветок, то можно сформировать новую зависимость. В 2017 году японские СМИ уже обращали внимание на эту проблему. После пандемии коронавируса, когда люди стали еще больше погружаться в виртуальную реальность, зависимость от гача-игр вышла на новый уровень.

В этой книге я говорила о таких феноменах, как хикикомори и «экономика пузыря». Мне кажется, многие до сих пор не понимают, что эти явления не являются чисто японскими, они просто начались в Японии, которая, так уж сложилось, первой столкнулась со всеми проблемами постиндустриального общества. Одинокие пожилые люди уходят в мир фантазий, чтобы исполнять мечты, которые нельзя претворить в жизнь (сложно без посторонней помощи разбить сад). Разработчики гача-игр придумывают механики, которые позволяют целевой аудитории реализовать свои желания: например, общаться с другими игроками, совместно участвовать в игровых событиях, «ходить в гости» друг к другу.

Подробнее читайте:
Воронина, Н. Мыслить как японец. Как японская культура учит слышать себя / Нина Воронина. — Москва: Бомбора, 2025. — 224 с.