Палеогенетики уточнили популяционную историю Таримской впадины

Для этого они проанализировали 24 древних генома

Палеогенетики секвенировали и проанализировали 24 генома древних людей, которые во II–I тысячелетиях до нашей эры жили на территории Синьцзяна. Среди прочего, исследователи выявили как минимум две независимых волны миграции в регион людей, генетически близких к носителям андроновской и синташтинской культур, часть из которых предварительно смешалась с населением, похожим на популяцию Бактрийско-Маргианского археологического комплекса (БМАК). После прибытия мигрантов в Таримскую впадину они также смешивались с потомками коренного населения этих земель, популяция которых происходила от древних северных евразийцев. Результаты работы опубликованы в журнале Current Biology.

Расположенная на территории Синьцзяна Таримская впадина — настоящая кладезь для археологов. Из-за засушливого климата в этом регионе прекрасно сохраняются органические материалы, поэтому в местных могильниках исследователи раскопали множество естественным образом мумифицированных тел древних людей, разнообразной одежды, личных вещей и даже продуктов питания, что обычно быстро разлагается в земле.

Больше всего из Таримской впадины известны древние мумии, происхождение которых долгие годы интересовало различных ученых (подробности читайте в материале «Культура фаллосов и вульв»). Но пару лет назад палеогенетики внесли некоторую ясность в этот вопрос, проанализировав ДНК представителей культуры Сяохэ раннего бронзового века, которые жили на этих землях около 2100–1700 годов до нашей эры. Тогда исследователи выяснили, что местная популяция происходила от так называемых древних северных евразийцев, живших на территории Сибири в эпоху верхнего палеолита. Генетически близок к этой популяции также, например, человек из памятника Туткаул (Таджикистан), который жил около восьми тысяч лет назад, то есть в эпоху неолита.

Чжан Фань (Fan Zhang) из Цзилиньского университета и его китайские коллеги представили результаты дальнейшего исследования популяционной истории Таримской впадины и расположенной к северу от нее и отделенной горами Тянь-Шань долины реки Или. В общей сложности ученые выделили и секвенировали ДНК из останков 27 человек, однако пригодными для анализа оказались лишь 24 генома: 22 из них относятся к позднему бронзовому веку (около 1623–1380 годов до нашей эры), а 2 — к железному веку (около 520–386 годов до нашей эры).

Подавляющее большинство останков (n = 22), из которых успешно секвенировали ДНК, происходили из могильника Сябаньди, который находится на западе Таримской впадины и по культуре близок к андроновской. Геномы людей бронзового века из этого памятника можно разделить на три кластера. В первый попали два человека, которые генетически восходят к носителям синташтинской и андроновской культур (степняки среднего — позднего бронзового веков). Второй кластер представлен 16 индивидами, которые отличались от людей из первого кластера за счет примеси от популяции БМАК (9,9 ± 2,3 процента) и упомянутого населения культуры Сяохэ (12,1 ± 1,1 процента). Третий кластер представлен одним индивидом, большая часть предков также происходила из популяции степняков бронзового века (65,1 ± 4,1 процента), но при этом у него наблюдалась значительная примесь со стороны населения, похожего на население Байкальского региона раннего бронзового века (34,9 ± 4,1 процента). Последний предковый компонент сегодня максимально выражен у жителей Северо-Восточной Азии.

Что касается самого представленного в этом исследовании второго кластера, то ученые рассчитали примерно время, когда происходило смешение между популяциями. По оценкам ученых, около 4300 лет назад (за 31 ± 11 поколений) степняки среднего — позднего бронзового века смешались сначала с представителями БМАК, а затем, около 4000 лет назад (за 16–17 поколений), они получили примесь со стороны коренного населения Таримской впадины.

Иная ситуация наблюдалась в долине реки Или. Анализ небольшого числа геномов из этого региона показал, что в позднем бронзовом веке там проживали генетически разнообразные люди. Первый кластер представлен потомками степняков среднего — позднего бронзового века (аналогично первому кластеру из Таримской впадины), но, по-видимому, это представители независимой волны миграции. Второй кластер можно смоделировать как смешение трех популяций: упомянутых степняков, представителей БМАК и людей раннего бронзового века из Байкальского региона. Третий же кластер включает геном человека, подавляющее большинство предков которого можно смоделировать из представителей афанасьевской культуры с небольшой примесью со стороны древних жителей Байкальского региона.

Кроме того, ученые немного дополнили представления о популяционной истории Синьцзяна в железном веке. Одно из главных наблюдений заключается в том, что в этот период в регионе продолжали жить люди, значительная часть предков которых восходила к представителям культуры Сяохэ раннего бронзового века. Так, проанализированные геномы этого времени говорят о том, что их можно смоделировать из двух источников (представители культуры Сяохэ и население БМАК) или трех источников (тогда к ним добавляется популяция раннего бронзового века из Байкальского региона), то есть без заметного вклада со стороны степняков.

Проведенное несколько лет назад исследование показало, что генетическое наследие коренного населения Таримской впадины в небольшом количестве сохранилось и в современных популяциях. Так, связанную с этими людьми предковую компоненту ученые выявили в генофонде близких к таджикам популяций Памира — у сарыкольцев и ваханцев.