Возбудителей болезней выявили с помощью анализа ДНК
Генетики проанализировали ДНК патогенных бактерий в зубах 13 человек, раскопанных в Вильнюсе в массовом захоронении солдат Наполеона, которые погибли во время отступления из России. В четырех образцах исследователи обнаружили фрагменты ДНК возбудителя паратифа С, а еще в одном — возвратного тифа. Полученные результаты независимо подтверждают, что значимую роль в уничтожении наполеоновской армии сыграли инфекционные заболевания. Препринт работы выложен на сайте bioRxiv.org.
В июне 1812 года Великая армия Наполеона I Бонапарта, которая насчитывала около 500–600 тысяч человек, пересекла границы Российской империи. Уже в сентябре того же года наступавшие французы и их союзники без боя заняли оставленную Москву, однако оставаться зимовать в разоренном пожаром городе было самоубийством, поэтому Наполеону пришлось отступать. Отступление из России, которое продолжалось с октября по декабрь 1812 года, оказалось для армии французского императора фатальным. К концу года в результате столкновений с русскими войсками, холода, голода и болезней от некогда Великой армии остались жалкие остатки.
В 2001 году во время строительных работ в литовском Вильнюсе обнаружили массовое захоронение солдат французской армии, которые попали в этот город после сражения на Березине. В общей сложности в огромной могиле раскопали останки как минимум 3269 человек, 98,5 процента из которых были мужчинами. Вместе с человеческими останками исследователи также раскопали остатки военной униформы, а также скелеты лошадей. На останках людей ученые не заметили повреждений от пуль или холодного оружия. Это согласуется с историческими сведениями, что в Вильне не было боевых действий, а солдаты погибли от холода, голода, общего истощения и болезней.
Почти 20 лет назад ученые опубликовали статью, в которой сообщили о некоторых результатах исследования останков и фрагментов солдатской формы из массового захоронения в Вильнюсе. В частности, они обнаружили, что на фрагментах одежды сохранились остатки платяных вшей, которые были носителями возбудителя волынской (окопной) лихорадки — бактерии Bartonella quintana. Кроме того, ДНК этого патогена присутствовала в зубах семи человек, а еще у троих нашли ДНК возбудителя эпидемического сыпного тифа — риккетции Провачека (Rickettsia prowazekii). Теперь старания предшественников продолжили Реми Барбье (Remi Barbieri) из Института Пастера и его коллеги из Великобритании, Франции и Эстонии, которые на этот раз сосредоточили свое внимание на зубах 13 человек из братской могилы.
Исследователи выделили и секвенировали ДНК из отобранных образцов, а затем проанализировали полученные последовательности на предмет того, есть ли среди них фрагменты ДНК различных инфекционных агентов. В пяти случаях результат оказался положительным. Так, генетический материал патогенных бактерий сохранился в зубах трех мужчин возрастом около 20–29 лет, мужчины возрастом примерно 30–39 лет, а также еще одного мужчины, возраст которого определить не получилось из-за плохой сохранность костей.
По данным ученых, четыре индивида из массового захоронения были инфицированы сальмонеллой, которая является возбудителем паратифа С (Salmonella enterica subsp. enterica serovar Paratyphi C). По словам авторов препринта статьи, это первое достоверное свидетельство того, что паратиф способствовал гибели наполеоновских солдат во время Отечественной войны 1812 года. Кроме того, еще один человек пострадал от боррелии возвратного тифа (Borrelia recurrentis) — бактерии, которую между людьми обычно распространяют вши.
При этом исследователи не нашли достоверных следов возбудителей волынской лихорадки и эпидемического сыпного тифа, ДНК которых с помощью ПЦР выделили два десятилетия назад из других останков из этой могилы. Вместе с тем пока проанализированная выборка крайне мала, поэтому сложно оценить, какие конкретно инфекции нанесли наибольший ущерб отступавшим солдатам.
Если в Вильнюсе нашли массовое захоронение солдат наполеоновской армии, то из района Ватерлоо, где в 1815 году развернулось кровопролитное сражение, останки воинов практически неизвестны, несмотря на многочисленные поиски. О причинах, по которым исчезли эти останки, читайте в нашем материале «В поисках утраченных мертвых».