Остатки морских рыб нашли на небольшом острове Фаис
Исследователи проанализировали с помощью масс-спектрометрической пептидной дактилоскопии остатки рыб, раскопанные на небольшом микронезийском острове Фаис. Они определили, что среди находок из культурных слоев, максимальный возраст которых составляет около 1800 лет, присутствовали рыбы, пойманные как в прибрежных водах, так и в открытом море. Подавляющее большинство исследованных образцов представляло собой остатки полосатых тунцов, а также шелковых и галапагосских акул. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science.
Архаичные люди употребляли рыбу в пищу с глубокой древности — задолго до того, как появился вид Homo sapiens. Однако примеров этого не так много. Пожалуй, одни из самых любопытных находок происходят с территории Израиля, где на ашельской стоянке Гешер-Бенот-Яаков археологи раскопали остатки озерной рыбы, которую приготовили на огне около 780 тысяч лет назад.
К гораздо более поздним временам относятся свидетельства того, что люди занимались промыслом морской рыбы, обитающей не только в прибрежных водах, но и в открытом море. Самые ранние находки, указывающие на такой промысел, происходят с острова Тимор (Юго-Восточная Азия), где исследователи раскопали не только одни из самых древних в мире рыболовных крючков, но и многочисленные остатки рыб. Анализ этих находок показал, что около 42–38 тысяч лет назад обитатели острова, возможно, занимались рыболовством в открытом море.
По мере приближения к современности свидетельств такой рыбной ловли становится все больше, однако зачастую сложно определить с высокой точностью, какие конкретно виды выступали основной добычей древних людей. Но теперь у ученых есть возможность обратиться к современным методам анализа древних ДНК и белков, чем и воспользовались Клара Буланже (Clara Boulanger) из Университетского колледжа Лондона и ее коллеги из Великобритании и Японии. Они сосредоточили свое внимание на находках из многослойного памятника Пова, раскопанного на небольшом тихоокеанском острове Фаис в восточной части Каролинского архипелага (Федеративные Штаты Микронезии).
В ходе прошлых раскопок археологи, среди прочего, обнаружили на этом памятнике больше 13 тысяч рыбьих костей и прочих остатков, которые, судя по морфологии, относились к 13 различным семействам. Большая часть остатков (как по абсолютному количеству находок, так и по минимальному количеству особей, которым они принадлежали), по всей видимости, представляла собой отходы, оставшиеся после разделки акул и представителей семейства скумбриевых, которых до сих пор вылавливают в окрестностях острова Фаис различными способами.
Ученые отобрали 131 кость из памятника Пова и отправили на исследование с помощью масс-спектрометрической пептидной дактилоскопии (ZooMS) — метода, благодаря которому часто можно определить таксон, к которому относятся те или иные остатки. Выборка включала 77 образцов, первоначально отнесенных к семейству скумбриевых, и 54 предполагаемых остатка акул.
Почти все остатки (74 из 77), отнесенные по морфологии к представителям семейства скумбриевых, принадлежали одному виду — полосатым тунцам (Katsuwonus pelamis). Еще одна кость представителя этого вида присутствовала в выборке, первоначально отнесенной к акулам. Помимо полосатых тунцов, ученые выявили остатки еще двух представителей этого семейства: желтоперого тунца (Thunnus albacares) и ваху (Acanthocybium solandri). Что касается выборки, связанной с акулами, то пригодные для анализа пептиды сохранились в 50 из 54 образцов. Большая часть образцов, вероятно, представляла собой остатки двух видов: шелковых (Carcharhinus falciformis) и галапагосских акул (C. galapagensis), которым принадлежали суммарно 37 из 50 костей.
Полученные результаты отличались от первоначальных определений, основанных на морфологии, и к тому же показали, что с давних времен жители острова Фаис ловили рыбу не только у расположенного рядом рифа, но и, видимо, в открытом море. Кроме того, ученые отметили, что численность остатков добытых акул и тунцов постепенно увеличивалась, если сравнивать самые ранние слои (около 200–400 годов нашей эры) и чуть более поздние (около 400–800 годов нашей эры), а затем заметно снижается. Этот спад, возможно, связан с изменениями условий окружающей среды или культуры местных жителей.
Древние люди, проживавшие в Микронезии, ловили не только рыбу, но и других морских существ. Например, на Марианских островах археологи обнаружили снасти из раковин моллюсков, с помощью которых около 1500–1100 годов до нашей эры местные жители добывали осьминогов.