Возможность списать во время онлайн-экзамена, по всей видимости, не принесла особой выгоды
Почти две тысячи американских студентов, которые сдали экзамены дистанционно, получили за них оценки, очень похожие на результаты очных экзаменов. Даже несмотря на то, что во время онлайн-экзамена не контролировался доступ к внешним источникам информации — списать было возможно, но, по всей видимости, это не принесло заметной выгоды. Статья опубликована в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences.
В 2020 году во многих странах был объявлен карантин, в России — самоизоляция, по причине которых большинство учебных заведений перешли на дистанционное обучение. Сначала преподаватели вели онлайн лекции и семинары, а затем начали и принимать экзамены. В некоторых учебных учреждениях и сегодня сохранилась дистанционная форма приема экзаменов для широкой аудитории. Например, дополнительные вступительные испытания в МГУ абитуриенты проходят онлайн.
Однако данных, которые подтверждают, что онлайн-экзамены однозначно не уступают их очному эквиваленту, нет. Некоторые исследования не показали никакой разницы, в то время, как в других ученые отмечают, что учащиеся получают более высокие баллы на онлайн-экзаменах без наблюдения, чем на очных экзаменах или онлайн с прокторингом (процедура контроля на онлайн-экзамене). Также открытой остается проблема списывания при онлайн-экзаменах — сложно оценить, насколько возможность обратиться к внешним источникам информации влияет на итоговый результат.
Джейсон Чан (Jason Chan) и Дави Ан (Dahwi Ahn) из Университета штата Айова проанализировали результаты экзаменов 1998 студентов одного из университетов США. Учащиеся сдали экзамены по 18 учебным дисциплинам, которые преподавались в весеннем семестре 2020 года. Этот семестр поделился почти пополам: в первую его часть студенты учились и экзаменовались очно, а во вторую — дистанционно и без прокторинга. И если прежде ученые могли сравнивать результаты разных студентов, очников с дистанционными, то во втором семестре 2020 года сложилась уникальная ситуация: можно было сравнить очные результаты студента с его же онлайн результатами. При этом в первой половине семестра студенты сдали экзамены очно, и далее продолжили изучать тот же предмет, и по нему же во второй половине семестра сдали экзамены дистанционно. Как в первую, так и во вторую половину семестра учащиеся прошли схожую форму тестирования, например, заполнили тест или написали эссе. Кроме того, важно, что в выборку вошли студенты младших и старших курсов, студенты, которые изучали общие и специальные дисциплины из различных областей знания (гуманитарные, социальные, естественные, технические).
Оказалось, что результаты неконтролируемых онлайн-экзаменов очень напоминали оценки очных экзаменов под наблюдением. Достаточно высокая корреляция между оценками на очных и онлайн-экзаменах наблюдалась независимо от типа вопросов (тест, эссе), области знания, уровня курса, продолжительности экзамена и числа студентов, которые сдали тот или иной предмет.
Однако корреляция между баллами в первой и второй половине полностью очного семестра 2018 года была значимо выше, чем весной 2020 года (p = 0,016). Когда же тот же показатель вычислили только для курсов, которые преподавались и в 2018, и 2020 годах, то значимых различий авторы не обнаружили (p= 0,107).
Предположительно, разница может быть связана с большей возможностью списать на экзамене, который проходит онлайн. Если это так, то студенты, которые сдали очные экзамены на более низкие баллы, выиграют от перехода к онлайн-экзамену и получат на нем непропорционально высокие оценки. В этом случае график связи между оценками онлайн экзамена и баллами его очной версии будет выглядеть как кривая с более плоской левой частью.
Но анализ показал, что речи о нелинейной зависимости между оценками очного и онлайн экзаменов не могло и быть (p = 0,784), эта взаимосвязь была линейной (p <0,001). На основании этого авторы предположили, что либо студенты не списывали на онлайн-экзаменах, либо списывали, но это существенно на результаты экзаменов не влияло. Последнее авторы считают более вероятным. А неэффективно списывание, потому что само по себе наличие доступа к внешним материалам (например, к учебнику, конспектам или интернету) во время экзамена не поможет ориентироваться в материале так, как с этим справляются учащиеся, которые регулярно занимаются и хорошо подготовились к экзамену.
О том, как сделать такую подготовку наиболее эффективной, рассказали американские психологи. Они выяснили, что записанные на видео лекции лучше смотреть на двойной скорости. Причем в первый раз стоит это сделать за неделю до экзамена, а во второй — накануне.