Оно инактивирует альфа-субъединицу интерлейкина-23
Исследователи из десяти стран сообщили об успехе клинических испытаний мирикизумаба при умеренной и тяжелой активности болезни Крона. Отчет о работе опубликован в журнале The Lancet.
Болезнь Крона представляет собой тяжелое хроническое воспалительное заболевание желудочно-кишечного тракта, преимущественно кишечника. Оно обусловлено сложными взаимодействиями кишечной микробиоты и реакции на нее иммунной системы пациента. Имеющиеся препараты не всегда дают достаточный результат, из-за чего качество жизни и трудоспособность пациентов не восстанавливаются до приемлемого уровня, некоторым приходится удалять часть кишечника. Мирикизумаб представляет собой моноклональные антитела к альфа-субъединице интерлейкина-23, вырабатываемого макрофагами и дендритными клетками. Препарат уже применяется при другом хроническом воспалительном заболевании кишечника — неспецифическом язвенном колите.
Марк Ферранте (Marc Ferrante) из Лёвенского католического университета с коллегами из девяти стран провел двойные слепые рандомизированные контролируемые испытания третьей фазы VIVID-1 в 324 клинических центрах 33 стран. В них приняли участие 1065 взрослых пациентов с умеренной и тяжелой болезнью Крона, устойчивой к проводимой терапии. Случайным образом в соотношении 6:3:2 им вводили либо мирикизумаб в дозе 900 миллиграмм внутривенно на нулевой, четвертой и восьмой неделях, затем 300 миллиграмм подкожно каждые четыре недели до 52 недели, либо устекинумаб (одобренное к применению моноклональное антитело к интерлейкинам-12 и −23) в дозе шесть миллиграмм на килограмм массы тела внутривенно на нулевой неделе, затем 90 миллиграмм подкожно каждые восемь недель до 52 недели, либо плацебо.
Первичными конечными точками испытаний служило превосходство мирикизумаба над плацебо по сочетанию субъективного клинического улучшения со стороны пациента на 12 неделе и либо эндоскопического ответа на 52 неделе, либо клинической ремиссии по шкале CDAI к тому же сроку. Риски рассчитывали с поправкой на сопутствующие факторы, сравнение проводили с помощью теста Кокрана — Мантела — Хенселя.
Обе первичные конечные точки были достигнуты. К 52 неделе эндоскопическая ремиссия наблюдалась у 38 процентов пациентов при назначении мирикизумаба и 9 процентов — плацебо (99,5-процентный доверительный интервал различия 20,6–36,8 процентных пункта; p < 0,0001). Клинической ремиссии по CDAI достигли 45,4 против 19,6 процента (99,5-процентный доверительный интервал различия 15,9–35,6 процентных пункта; p < 0,0001). Эффективность по сравнению с устекинумабом была сопоставимой.
Наиболее частым нежелательным явлением в ходе терапии оказался ковид (испытания проводили с июля 2019 по август 2023 года). Серьезные побочные явления развились у 10,3 процента пациентов в группе мирикизумаба; 10,7 процента — устекинумаба и 17,1 процента — плацебо. Безопасность применения мирикизумаба соответствовала профилю его известных побочных эффектов.
По итогам испытаний препарат признали безопасным и эффективным для вводного и поддерживающего лечения пациентов с умеренной и тяжелой болезнью Крона, которые не переносят или недостаточно отвечают на стандартную терапию этого заболевания.
Ранее шведское популяционное исследование показало, что при воспалительных заболеваниях кишечника повышен риск развития сердечной недостаточности в течение 20 лет после постановки диагноза, причем при болезни Крона он выше, чем при язвенном колите.