В итоге ее спугнул наблюдатель — но, скорее всего, она и сама отказалась бы от такой крупной добычи
Зоологи описали случай, когда обыкновенная гадюка попыталась проглотить зайчонка, который весил почти в десять раз больше ее. Змея осматривала жертву с разных сторон и кусала. В конце концов наблюдатель прогнал рептилию, чтобы спасти зайчонка — но тот все равно умер примерно через полчаса. Как отмечается в статье для журнала Herpetozoa, скорее всего, если бы гадюку не потревожили, она через некоторое время отказалась бы от попыток проглотить добычу, поскольку та слишком велика для нее. Это далеко не первый пример, когда змеи бросают чересчур крупную добычу.
Некоторые змеи способны целиком проглатывать добычу, которая очень велика по сравнению с их собственными размерами. Так, крупные удавы и питоны порой поедают оленей, антилоп и даже аллигаторов. А африканские яичные змеи Dasypeltis gansi заглатывают птичьи яйца размером с себя — причем эксперименты показывают, что они могли бы поедать крыс в четыре-пять раз тяжелее себя.
Но порой попытки змей проглотить крупную добычу не заканчиваются удачно. Например, несколько лет назад зоологи описали, как редкая североамериканская змея скальная тантилла (Tantilla oolitica) насмерть подавилась сколопендрой. В другом случае гадюковый уж (Natrix maura) из Франции едва не погиб при попытке проглотить ерша (Gymnocephalus cernuus) — но рептилию спасли оказавшиеся рядом ученые.
Еще один похожий случай описала команда герпетологов под руководством Хенрика Брингсё (Henrik Bringsøe), независимого исследователя из Дании. В августе 2022 года один из авторов работы, Клаус Бирк (Klaus Birch), встретил около пляжа на датском острове Лесё взрослую самку обыкновенной гадюки (Vipera berus). Змея осматривала лежащего на земле трехмесячного зайца-русака (Lepus europaeus) и кусала его за левую заднюю лапу. Зайчонок при этом судорожно подергивал конечностями, с трудом поворачивал голову и тщетно пытался встать.
Заметив Бирка, гадюка скрылась в высокой траве, но через несколько секунд вернулась к зайчонку и продолжила осматривать его, в первую очередь голову и передние лапы. Когда наблюдатель сдвинулся с места, змея вновь спряталась среди растительности. Через 20 секунд она вернулась и снова стала осматривать зайчонка. Сначала она укусила его за заднюю лапу и пошевелила ей, после чего перешла к передней части тела жертвы и укусила ее за переднюю лапу и за голову. Зайчонок в этот момент этом все еще дышал, но двигался уже меньше. В конце концов Бирк прогнал гадюку и забрал зайчонка, намереваясь спасти его, но тот умер примерно через полчаса.
Изучив фотографии и видеозапись, сделанные Бирком, исследователи оценили длину тела гадюки в 60 сантиметров, а массу — в 110 граммов. Зайчонок, в свою очередь, достигал 30-сантиметровой длины и весил около 1000 граммов. Вероятно, змея попыталась убить и съесть столь крупную по сравнению с собой жертву, поскольку была голодна после недавних родов. При этом авторы сомневаются, что гадюке действительно удалось бы проглотить зайчонка. Согласно экспериментам, эти змеи тщательно оценивают размеры крупной добычи и бросают ее, если та слишком велика. Скорее всего, рептилия, за которой наблюдал Бирк, поступила бы так же. В противном случае она могла бы насмерть подавиться. В качестве примера такого развития событий Брингсё и его коллеги приводят сообщение о мелкой гадюке, которая погибла, проглотив темную полевку (Microtus agrestis) весом почти с себя.
Это далеко не первый известный случай, когда змеи убивают слишком крупную добычу и оставляют ее. Например, на острове Гуам инвазивные коричневые бойги (Boiga irregularis) съедают только половину убитых микронезийских скворцов (Aplonis opaca), а остальных безуспешно пытаются проглотить и бросают. Похожее поведение демонстрировали щитомордники Gloydius shedaoensis, рогатые гремучники (Crotalus cerastes) и их родственники C. lutosus. По словам авторов, случаи, когда змеи бросают убитую добычу, поскольку она слишком велика для проглатывания, могут быть распространены шире, чем принято считать.
Ранее Хенрик Брингсё вместе с коллегой описали первый случай клептопаразитизма у змей из семейства аспидовых (Elapidae). Исследователи стали свидетелями стычки за добычу между двумя коралловыми аспидами Micrurus mipartitus в заповеднике в Колумбии. Змеи одновременно схватили одну червягу, и ни одна из них не хотела уступать ее конкуренту. Схватка продолжалась около 17 минут, в конце концов одна змея сдалась, а другая уползла с добычей.