Его захоронение относится к XIII или XIV веку
Генетики секвенировали ДНК взрослого мужчины, которого во второй половине XIII — XIV веке похоронили на территории Владимира с каменной подушкой под головой. Геномный анализ показал, что своим происхождением этот человек отличался от основной массы населения, проживавшей в средневековой Руси. По всей видимости, он и его предки происходили из западноевропейских популяций, что указывает на сложные миграционные процессы, которые происходили на Руси в то время. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Вестник археологии, антропологии и этнографии.
В одной из древних частей Владимира, которую называют Новый город, располагается Патриарший сад, с XVI века упоминаемый в письменных источниках. Уже в XX веке на его территории организовали питомник редких растений, а затем — станцию юных натуралистов. В 2013 году власти приняли решение реконструировать территорию сада, поэтому археологи в течение нескольких полевых сезонов проводили там охранно-спасательные раскопки на большой площади.
В одной из частей Патриаршего сада в 2016–2017 годах исследователи обнаружили крупный некрополь, в котором они раскопали 160 захоронений, устроенных в три яруса. Самые ранние из них относятся к XII — началу XIII века, а самые поздние — ко второй половине XIII — концу XV века. Подавляющее большинство исследованных погребений совершены по христианскому обряду. За единственным исключением, покойных похоронили по обряду ингумации (трупоположения) и в большинстве случаев — без какого-либо инвентаря. При этом несколько захоронений все же выделялись на фоне остальных. Например, одного умершего похоронили завернутым в бересту.
Кроме того, в восьми могилах археологи обнаружили так называемые каменные подушки, которые, возможно, говорят о степени личностного благочестия, праведности и аскетичности покойного. Одному из таких захоронений посвятили новую статью Анна Альперович (Anna Alperovich) из МГУ и ее российские коллеги, которые сосредоточили свое внимание на погребении № 19, относящемся ко второй половине XIII — XIV веку. Останки из этого захоронения принадлежали пожилому человеку, который умер в возрасте 50–60 лет.
Генетики отобрали фрагмент височной кости этого человека и секвенировали из нее митохондриальную и ядерную ДНК, добившись почти двукратного среднего покрытия генома. Ученые определили, что останки принадлежали мужчине, который был носителем митохондриальной гаплогруппы H1ba и Y-хромосомной гаплогруппы R1b1a1b1a1a2c1 (R-L21). Ни первый, ни второй однородительский маркер не характерен для территории Древней Руси. В настоящее время митохондриальная гаплогруппа H1ba встречается чаще всего в Германии, Италии, Испании, Ирландии и других странах Центральной и Западной Европы (хотя полностью идентичных этому гаплотипов в существующих базах ученые не нашли), а Y-хромосомная гаплогруппа R-L21 часто встречается на Британских островах и севере Франции.
Затем исследователи проанализировали аутосомную часть генома этого мужчины. Анализ подтвердил, что он или его предки, скорее всего, происходили из-за пределов Восточной Европы. Так, в пространстве главных компонент этот геном не попал в кластер русских, белорусов и украинцев, расположившись ближе к популяциям Центральной и Северной Европы. Эти данные согласуются с тем, что и материнская, и отцовская линия этого мужчины характерны для регионов, расположенных к западу от Руси.
Учитывая, что его похоронили вместе с каменной подушкой в некрополе, где присутствуют статусные захоронения, вполне возможно, он обладал особым социальным статусом. Например, известно, что не только торговцы, но и различные христианские миссии посещали Русь, причем не только греческие и болгарские (православные), но и западноевропейские, в том числе ирландские. Тем самым полученный результат указывает на культурные (или торговые) связи между населением Руси и Западной Европы.
В прошлом году на N + 1 рассказывали о другом необычном древнем захоронении, раскопанном на территории Древней Руси. Тогда генетики прочитали ДНК юноши, которого во второй половине XII — начале XIII века похоронили на Русском Севере в одной могиле с хорьком.