Но стабильного дозозависимого эффекта терапии обнаружить не удалось
Исследователи из США провели первые клинические испытания сонодинамической терапии глиом на людях. Они показали относительную безопасность метода, но подтверждение эффективности, обнаруженной в моделях на мышах, получить не удалось. Результаты были опубликованы в журнале Science Translational Medicine.
В основе сонодинамической терапии лежит особенность метаболизма раковых клеток, которая приводит к специфичному накоплению в них флуоресцентного протопорфирина IX при воздействии аминолевулиновой кислоты (5-ALA). Этот протопорфирин активируется при воздействии ультрафиолета и ультразвука и начинает производить реактивные формы кислорода, которые повреждают митохондрии и запускают апоптоз. Свечение протопорфирина давно используется в онкологии для визуализации глиом при оперативном лечении, а его способность при фотоактивации запускать производство активных форм кислорода используется для лечения немеланомных раков кожи и акне (фотодинамическая терапия). Сонодинамическую терапию, то есть активацию ультразвуком, предложили использовать для труднодоступных глубинных опухолей, таких как глиомы, потому что сфокусированный ультразвук можно «навести» через череп на глубокий очаг, и побочные эффекты, как ожидается, будут не столь ярко выражены, как при стандартных методах лечения. Для мышиной модели глиомы показано, что 5-ALA-опосредованная терапия с ультразвуком значительно снижает объем опухоли и повышает уровень апоптоза по сравнению с одним лишь ультразвуком или 5-ALA.
В своей новой работе Надер Санай (Nader Sanai) и его коллеги из неврологического института Барроу в США провели первые клинические испытания сонодинамической терапии на людях для проверки безопасности метода. В исследовании приняли участие 9 человек с рецидивирующей глиомой, которые получили 5-ALA и затем подверглись воздействию нацеленного ультразвука разной интенсивности. Спустя четыре дня их опухоли вырезали хирургическим путем. В качестве контроля использованы области мозга тех же пациентов, которые не подвергались воздействию ультразвука. По итогам клинических испытаний ученые обнаружили умеренные кратковременные побочные эффекты, связанные с воздействием ультразвука (головная боль, тревожность, тошнота), но никаких тяжелых последствий они не отметили.
Авторы исследования оценили и эффективность процедуры для генерации активных форм кислорода, сравнив обработанные ультразвуком и контрольные участки образцов опухолей, полученных в ходе операции. Несмотря на то, что авторы отмечают присутствие «умеренного» эффекта, ожидаемой дозозависимости и стабильности результатов тестов не наблюдалось. Маркеры окислительного стресса были стабильно увеличены в тестовых образцах только в группе из трех пациентов, получивших ультразвук минимальной интенсивности. Поскольку никаких серьезных побочных эффектов ученые не обнаружили, они планируют в дальнейшем сконцентрироваться над оптимизацией протокола, который бы позволил сделать процедуру не только безопасной, но и эффективной, как в случае с мышами.
Недавно свою эффективность в борьбе с тяжелой глиомой показало лечение CAR-T лимфоцитами. Их введение способствовало уменьшению опухолей у всех трех пациентов, хотя у двух из них эффект оказался временным.