Их останки раскопали в провинции Шэньси
Палеогенетики проанализировали ДНК трех представителей элиты, живших во времена династий Северная Чжоу и Суй, то есть во второй половине VI — начале VII века нашей эры. Ученые обнаружили, что раскопанные в двух гробницах останки принадлежали мужу, жене и их общему сыну, которые, несмотря на сяньбийские фамилии, генетически близки к ханьцам, а не к степным кочевникам. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.
В конце IV века нашей эры одно из сяньбийских племен создало на севере современного Китая империю Северная Вэй, которая просуществовала около полутора столетий (386–534 годы). Первоначально внутри этого государства отношения между происходившим из степей кочевым населением и земледельцами были напряженными, поэтому сяньбийские правители провели ряд реформ, направленных на китаизацию. Так, среди сяньби поощрялись конфуцианство, китайский язык и, например, смешанные браки между кочевой и ханьской элитой.
Подобная политика продолжалась и после того, как исчезла империя Северная Вэй. Например, уже во второй половине VI века нашей эры правитель царства Северная Чжоу (557–581 годы), основанного представителями рода юйвэней, ввел практику, которая заключалась в том, что чиновникам и другим представителям элиты ханьского происхождения присваивали сяньбийские фамилии. Наряду со смешанными браками, эта практика способствовала единению и заложила основу для того, чтобы император Вэнь-ди положил конец двухвековой раздробленности в Китае и основал династию Суй (581–618 годы).
Цай Давэй (Dawei Cai) из Цзилиньского университета, Чжао Дунъюэ (Dongyue Zhao) из Северо-Западного университета в Сиане и их китайские коллеги представили результаты палеогеномного исследования останков трех представителей элиты времен династий Северная Чжоу и Суй. Их останки археологи обнаружили, когда в 2021 году проводили охранно-спасательные раскопки в городском округе Сяньян (провинция Шэньси), которые предваряли работы по расширению местного международного аэропорта. Тогда исследователи обнаружили две статусных гробницы, в которых покоились останки трех человек.
В одной гробнице нашли останки взрослого мужчины с сяньбийской фамилией Булугу (Bulugu), который, судя по эпитафии, занимал высокую государственную должность в государстве Северная Чжоу. В соседней с ним камере лежал скелет взрослой женщины по фамилии Дае (Daye), которая была дочерью аристократа времен династии Западная Вэй (535–556 годы). Поблизости археологи раскопали еще одну гробницу, в ней лежали останки молодого мужчины, который прожил примерно 19 лет и умер, судя по эпитафии, уже при правлении династии Суй.
Ученые обнаружили, что взрослая женщина и молодой мужчина, покоившийся в отдельной гробнице, были носителями одной и той же материнской линии, относящейся к митохондриальной гаплогруппе M8. В то же время мужчины из обеих гробниц были носителями одной отцовской линии, относящейся к Y-хромосомной гаплогруппе O2a2b1a2a. Дальнейший анализ ядерных геномов показал, что эти совпадения не были случайными, и взрослые люди, покоившиеся в одной гробнице, были родителями молодого мужчины из отдельного захоронения.
Однородительские маркеры, выявленные у этих людей, распространены в популяциях Восточной Азии, включая ханьцев. Более того, анализ аутосомных геномов указал на то, что все три человека генетически не были похожи на «классических» сяньби, значительная часть предков которых восходила к древним северо-восточным азиатам. Вместо этого более чем на 90 процентов происхождение трех представителей элиты можно возвести к древним популяциям Восточной Азии, в том числе к земледельцам эпохи неолита с территории современного Китая. Полученные данные согласуются с историческими сведениями о том, что элита ханьского происхождения во времена правления сяньбийских династий переходила на их фамилии.
Генетически эти представители элиты заметно отличались от императора У-ди, который правил государством Северная Чжоу в 560–578 годах. Его геном ученые опубликовали в 2024 году, а годом раньше — результаты анализа ДНК его жены, которая к тому же была дочерью правителя Первого Тюркского каганата.