Речь идет об изолированных переломах со смещением медиального надмыщелка
Британские, канадские, австралийские и новозеландские исследователи провели мультицентровые рандомизированные клинические испытания, которые показали, что консервативное лечение изолированного перелома локтя со смещением медиального надмыщелка плечевой кости не уступает хирургическому в плане восстановления функций руки. При этом оно более оправдано экономически и сопряжено с меньшей частотой осложнений. Отчет об испытаниях опубликован в журнале The Lancet.
Переломы со смещением медиального надмыщелка составляют более 10 процентов всех переломов локтя (обычно с его смещением) у детей (чаще всего 10–12 лет). Подход к их лечению — хирургическое восстановление плечевой кости или наружная фиксация без операции — представляет одно из самых больших противоречий в педиатрической травматологической практике. Со временем стала преобладать тенденция к выбору хирургического лечения, однако доказательств его клинической и экономической эффективности, а также относительной безопасности имеется недостаточно.
Мэттью Коста (Matthew Costa) из Оксфордского университета с коллегами провел прагматические рандомизированные испытания SCIENCE в 59 медицинских центрах Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, оказывающих помощь при острых педиатрических травмах. В них приняли участие 334 ребенка в возрасте от 7 до 15 лет (в среднем 11,7 года, 51 процент — девочки) с переломом локтя со смещением медиального надмыщелка плечевой кости. В работу не включали пациентов с переломом более чем двухнедельной давности, с застреванием фрагмента надмыщелка в суставе и с сочетанными переломами локтевого сустава или других костей. Примерно половине участников выполнили хирургическую фиксацию отломка, остальных лечили консервативно.
Первичной конечной точкой испытаний служило функциональное состояние верхней конечности через 12 месяцев по педиатрической шкале PROMIS, данные были получены от 85 процентов участников. Различие средних значений этого показателя после консервативного и хирургического лечения оказались незначимым: 53,1 против 54,3 балла, средняя разница 1,57 балла (p = 0,052). Дополнительные операции, плановые или в связи с осложнениями, потребовались 24 детям после хирургического лечения и трем после консервативного.
У девяти процентов прооперированных развились осложнения во время операции и у пяти процентов — после нее, все они потребовали дополнительных вмешательств. После консервативного лечения осложнения развились у двух процентов участников. При этом средняя стоимость хирургического лечения одного пациента была почти на 2,5 тысячи фунтов стерлингов больше, чем консервативного, без существенной разницы в годах жизни с поправкой на ее качество (QALY).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что хирургическое лечение неосложненного изолированного перелома локтя со смещением медиального надмыщелка не имеет клинических и экономических преимуществ перед консервативным и при этом сопряжено с более высоким риском осложнений. Это говорит в пользу использования консервативной помощи как стратегии по умолчанию при подобных травмах.
Проведенные ранее исследования показали, что йод защищает место операции при закрытом переломе от инфекций эффективнее хлоргексидина, что аспирин не уступает гепарину при профилактике тромбозов после переломов и что риск переломов повышен при веганской диете.