Анализ менструальной крови не уступил мазкам при скрининге на рак шейки матки

Результаты получены в крупном кросс-секционном исследовании

Китайские ученые провели кросс-секционное популяционное исследование и выяснили, что анализ менструальной крови может быть удобным и эффективным методом скрининга на предраковые изменения и рак шейки матки, практически не уступающим взятому врачом мазку. Отчет о работе опубликован в журнале The BMJ.

Персистирующая инфекция вируса папилломы человека (ВПЧ) играет центральную роль в генезе рака шейки матки, приводящего ежегодно к смерти почти 350 тысяч жительниц Земли. Своевременно выявленные предраковые изменения — цервикальная интраэпителиальная неоплазия — во многих случаях помогают предотвратить развитие рака или выявить его на ранних стадиях. Стандартом скрининга служит анализ на ВПЧ и цитологическое исследование эпителия шейки матки с помощью мазка по Папаниколау (пап-мазка), который берет врач. По различным причинам (нехватка медицинской инфраструктуры, культурные и религиозные особенности, боязнь дискомфорта при влагалищных манипуляциях) далеко не все женщины проходят такое обследование. В качестве альтернативы разработаны вагинальные мазки, цервиковагинальные щеточки и тампоны для самостоятельного забора биообразцов. В 2025 году в США разрешили применять первое подобное устройство. Все эти методы достаточно эффективны, однако тоже требуют доступа к шейке матки через влагалище.

В качестве альтернативы рассматривается анализ менструальной крови с помощью модифицированной гигиенической прокладки с бумажной полоской для забора образца. Ху Чжэн (Zheng Hu) из Уханьского университета с коллегами испытал этот метод в ходе кросс-секционного популяционного исследования в четырех городских и трех сельских китайских сообществах. В нем приняли участие 3068 женщин в возрасте от 20 до 54 лет с регулярными месячными, историей половых контактов, наличием шейки матки, без острых инфекций репродуктивной системы, гипоменореи и истории физических воздействий на шейку матки (лазерная или криотерапия). Каждая участница предоставила образец менструальной крови для анализа на ВПЧ (основной тест), взятый врачом мазок из шеки матки для анализа на ВПЧ (контрольный тест) и взятый врачом образец шеечного эпителия для цитологического анализа по технологии ThinPrep. При подозрении на неоплазию проводили кольпоскопическую биопсию для определения степени ее тяжести (CIN).

Для каждого теста рассчитали чувствительность, специфичность, прогностическую ценность положительного и отрицательного результатов. Эффективность скрининга оценивали по числу кольпоскопий, необходимых для выявления CIN. Чувствительность анализа ВПЧ для выявления CIN 2 и выше (вплоть до рака шейки матки) с помощью анализа менструальной крови не уступала мазку (94,7 против 92,1 процента, p = 1,00), а специфичность была несколько ниже (89,1 против 90,0 процента, p = 0,001). Оба метода продемонстрировали сопоставимые прогностическую ценность положительного (9,9 против 10,4 процента, p = 0,82) и отрицательного (99,9 против 100,0 процента, p = 1,00) результата и эффективность скрининга (10,1 против 9,6 направлений на кольпоскопию на каждую выявленную неоплазию CIN 2 и выше, p = 0,82).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что анализ менструальной крови, собранной с помощью модифицированной прокладки, обладает сопоставимой со взятым врачом мазком эффективностью для выявления неоплазии шейки матки CIN 2 и выше.

Проведенные ранее исследования показали, что однократная вакцинация от ВПЧ сопоставима по эффективности с двухкратной и при проведении в 12–13 лет обеспечивает надежную защиту от инвазивного рака шейки матки, а после внедрения таких вакцин смертность женщин младше 25 лет от рака шейки матки снизилась в разы. В свою очередь, терапевтическая вакцина от ВПЧ показала эффективность при тяжелой неоплазии (CIN 3) во второй фазе клинических испытаний.