У любителей кофе оказалось меньше жира в организме

Результаты получены в кросс-секционном исследовании

Финские и польские ученые провели кросс-секционное обсервационное исследование и пришли к выводу, что потребление кофе связано с уменьшением количества общего и висцерального жира в организме, улучшением некоторых метаболических показателей и полоспецифичными изменениями профиля половых гормонов. Статья опубликована в European Journal of Nutrition.

Кофе представляет собой один из самых потребляемых напитков в мире. Примерно четверть его потребления приходится на Европу (в среднем около 5,7 килограмма на человека в год), а лидирующую позицию занимает Финляндия (в среднем около 11,8 килограмма на человека в год). Этот напиток богат биологически активными соединениями, в числе которых кофеин, тригонеллин, кафестол, кахвеол, хлорогеновые кислоты и другие. Многие из этих соединений обладают антиоксидантными и противовоспалительными свойствами, хотя некоторые могут повышать уровень холестерина. Накоплены данные о том, что потребление кофе связано со сниженным риском сердечно-сосудистых, метаболических и онкологических заболеваний, однако лежащие в основе этого метаболические изменения остаются малоизученными.

Лука Верруст (Luca Verroest) из Оулуского университета и его коллеги использовали в работе данные 2264 человек (47 процентов — мужчины) из финской когорты рождения 1966 года (NFBC1966). В возрасте 46 лет они заполнили подробные опросники по образу жизни, диете, физической активности, состоянию здоровья, имеющимся заболеваниям и приему лекарств. Также они прошли антропометрию и клиническое обследование, сдали кровь на детальный анализ метаболитов и гормонов и прошли тест толерантности к глюкозе. По уровню потребления кофе их разделили на группы отсутствия потребления (70 человек), низкого (1–2 чашки в день, 296 человек), среднего (3–4 чашки в день, 822 человека) и высокого (5 и более чашек в день, 1076 человек) потребления.

По мере возрастания потребления кофе увеличивалась доля мужчин и курильщиков и снижалась — людей с высшим образованием. Антропометрические показатели, включая индекс массы тела, окружность талии и отношение окружности талии к окружности бедер были схожими во всех группах. В группах с большим потреблением кофе были ниже доля жировой ткани в организме (p < 0,001), ее масса (p = 0,002) и площадь висцерального жира (p = 0,048) и выше — масса скелетных мышц (p < 0,001). Анализ чувствительности с исключением участников с крайне низким и высоким индексом массы тела выявил схожие закономерности.

У мужчин уровень потребления кофе отрицательно коррелировал с уровнями инсулина натощак, инсулинового ответа в тесте толерантности к глюкозе, инсулинорезистентности по HOMA2, аминокислот с разветвленной боковой цепью, аланина, омега-3 ненасыщенных жирных кислот и их относительных пропорций, а положительно — с инсулиночувствительностью по HOMA2, холестерином липопротеидов низкой и промежуточной плотности и долей насыщенных жирных кислот. У женщин наблюдалась отрицательная корреляция с уровнями инсулина натощак, глицерина, цитрата, лейцина и омега-3 ненасыщенных жирных кислот и отношением окружности талии к окружности бедер, а отрицательная — с глицином.

С ростом потребления кофе у мужчин становились выше сывороточные уровни общего тестостерона (β = +0,29 наномоля на литр на чашку в день; p < 0,001), биодоступного тестостерона (+0,08 наномоля на литр на чашку в день; p = 0,003) и связывающего половые гормоны глобулина (+0,57 наномоля на литр на чашку в день; p < 0,001), а ниже — индекс свободных андрогенов (-0,36 наномоля на чашку в день; p < 0,001) и свободного тестостерона (-0,01 наномоля на литр на чашку в день; p < 0,001) в полностью скорректированных моделях. У женщин без полиэндокринного метаболического овариального синдрома (ранее известного как синдром поликистозных яичников) потребление кофе положительно коррелировало со связывающим половые гормоны глобулином (+1,27 наномоля на литр на чашку в день; p = 0,015) и отрицательно — с индексом свободных андрогенов (-0,32 на чашку в день; p = 0,026) и свободным тестостероном (-0,01 наномоля на литр на чашку в день; p = 0,015).

Полученные результаты показывают, что более высокое потребление кофе связано с меньшим количеством жира в организме и меньшим уровнем циркулирующих аминокислот с разветвленной боковой цепью у обоих полов, а также полоспецифичными изменениями профиля половых гормонов, которые могут оказывать влияние на обмен веществ, особенно у мужчин. Необходимы дальнейшие исследования для поиска подтверждений причинного характера выявленных связей и идентификации отвечающих за это биологически активных соединений в кофе.

Подробно об известных физиологических эффектах кофе можно почитать в блоге «Кофе: проклятие четырех чашек» и материале «Кофе (не) убьет».