Беруши лучше защитили от посторонних звуков
Розовый шум в эксперименте снизил продолжительность быстрого сна, а его добавление к остальным окружающим звукам нарушило его общую структуру. При этом беруши эффективнее поддерживали нормальный сон почти при всех уровнях фонового шума. Хотя ночной шум не влиял на когнитивные способности по утрам, показатели сердечно-сосудистой системы и слуха, субъективные оценки сна и настроения были значительно хуже после совместного воздействия окружающего и розового шума. Результаты исследования опубликованы в журнале Sleep.
По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения уровень дорожного шума в ночное время не должен превышать 40–45 децибел. При этом согласно недавнему анализу более 72 миллионов человек в Европе в течение длительного времени подвергаются шуму в ночное время, превышающему 50 децибел, из-за чего 4,6 миллиона европейцев испытывают серьезные нарушения сна. Аналогичные наблюдения проводились и в других регионах. Хотя для звукоизоляции можно использовать специальные конструкции окон и стен, они часто оказываются дорогостоящими и недоступными для широкого использования.
Поэтому более актуальными мерами противодействия окружающему гулу становятся его заглушение с помощью широкополосного шума и ослабление затычками для ушей. Широкополосный шум обладает непрерывным спектром шириной более одной октавы, и к нему относятся белый и розовый шум, а также звуки, издаваемые бытовой техникой (вентиляторы или кондиционеры), или звуки природы (шум океана или дождя). Хотя существуют исследования, которые показывают эффективность такого шума для засыпания и улучшения качества сна, есть и потенциальные проблемы, которые могут ограничивать его применение: в частности, воздействие даже такого звука на слух ночью может приводить к нарушениям, схожим с эффектом обычного окружающего шума.
Исследовательская группа под руководством Матиаса Баснера (Mathias Basner) из Пенсильванского университета провела рандомизированное контролируемое перекрестное исследование сна, в ходе которого изучалась способность розового шума и берушей смягчать негативные эффекты звуков окружающей среды во время ночного сна. В исследовании приняли участие 25 здоровых людей (средний возраст 28,5 года, семь мужчин), которые не курили, не употребляли чрезмерное количество кофеина и наркотики, не имели нарушений сна и слуха. В течение семи дней испытуемые спали в лаборатории: свет отключался в 23:00 и включался через восемь часов. Хотя было невозможно полностью ослепить испытуемых, ни участники, ни персонал исследования не знали о последовательности возникновения шумовых картин.
После адаптационной ночи без шумов участники подвергались воздействию комбинаций из шести шумовых воздействий. Каждое шумовое событие воспроизводилось при каждом максимальном уровне громкости трижды, в общей сложности девять раз за ночь. Для шумов окружающей среды ученые отобрали девять звуковых сигналов, связанных с дорожным движением (два реактивных самолета, два вертолета, два беспилотных летательных аппарата, один низкий звуковой сигнал, один автомобиль, один поезд) и два звуковых сигнала тревоги (один детский плач, одна пожарная тревога).
Анализ данных показал, что по сравнению с контрольной ночью без шума, шум окружающей среды фрагментирует и снижает продолжительность медленноволнового сна, причем как уровень звукового воздействия, так и время его возникновения имели решающее значение для степени нарушения третьей стадии глубокого сна (p < 0,0001). Изолированное воздействие розового шума снизило продолжительность фазы быстрого сна (p < 0,001).
Добавление розового шума различной громкости к звукам окружающей среды не только сократило время быстрого сна и третьей фазы медленного сна, но и увеличило продолжительность бодрствования. Тем не менее, было отмечено дозозависимое снижение частоты пробуждений при воздействии розового шума. Примечательно, что беруши смягчили почти все негативные эффекты шумов окружающей среды, хотя и давали сбой при громкости 65 децибел. В целом, ночной шум не влиял на когнитивные способности по утрам, показатели сердечно-сосудистой системы и слуха, однако субъективные оценки сна и настроения были значительно хуже после воздействия розового и окружающего шума.
Ученые приходят к выводу, что добавление розового шума к прерывистому окружающему шуму нельзя назвать удачной стратегией для профилактики нарушений сна. Основываясь на этих результатах, вероятно, есть основания препятствовать использованию широкополосных звуков у новорожденных и детей раннего возраста, поскольку фаза быстрого сна крайне важна для развития нервной системы. Однако необходимы дальнейшие исследования для определения оптимальной стратегии борьбы с шумовым загрязнением по ночам.