Как имитация помогала созданию новых диагнозов
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
В разных культурах существуют устойчивые Предложенный антропологом Марселем Моссом термин, обозначающий устойчивые телесные практики, например, определенные способы ходить, сидеть или стоять.
Историк психологии Жаклин Карруа рассматривает клиническую психологию как продукт своего рода кооперации между врачами, психологами и психиатрами, с одной стороны, и их пациентами и испытуемыми, с другой (Carroy 1991). «Сговор» между целителями и пациентами сложился еще в XVIII веке, когда Антон Месмер и маркиз де Пюисегюр устраивали сеансы магнетизма. В следующем столетии психиатры Жан-Мартен Шарко, Ипполит Бернгейм и Пьер Жане лечили своих пациентов сеансами гипноза. И те и другие сеансы предполагали согласие и даже сотрудничество пациентов. О некоторых из них известно довольно много, как, например, о Фелиде, пациентке Эжена Азама, врача из Бордо. Депрессивные состояния у нее внезапно сменялись периодами приподнятого настроения, что встречается нередко. Важно, что в одном состоянии пациентка не помнила, что она делала и ощущала в другом состоянии. Между двумя состояниями Фелида впадала в забытье, похожее на гипноз или, как говорили тогда, «сомнамбулизм». Азам описал ее в 1858 году как «случай полного спонтанного сомнамбулизма». При этом он ни словом не упомянул о том, что проводил с ней ранее сеансы гипноза и что Фелида просто-напросто могла впадать в определенное состояние, желая угодить врачу.
Азам назвал случай Фелиды «раздвоением личности» — диагноз, который впоследствии обсуждался историками как искусственно сконструированный (Carroy 1993; Hacking 1995). Таких диагнозов, в создании которых психиатрам, вольно или невольно, помогали пациенты, — не один. В 1880-х годах в Гавре начинающий психолог Пьер Жане в поисках темы для диссертации посещал психиатрическое отделение и познакомился с 45-летней пациенткой по имени Леония. У нее была репутация экстрасенса или даже медиума: Леония якобы видела события, происходящие вдали от Гавра, и ее удавалось загипнотизировать так же на расстоянии. Результаты своих наблюдений и гипнотических экспериментов Жане изложил в 1885 году в докладе Обществу физиологической психологии в Париже (председателем которого был Шарко). Хотя эти эксперименты принесли Жане известность, он вскоре понял, что Леония, как и другие пациентки, скорее всего, симулировала эти феномены, чтобы привлечь к себе внимание медицинского персонала.
Историк Жорж Диди-Юберман прямо пишет о том, что пациентки Шарко искусно изображали те симптомы, которые могли бы вызвать любопытство психиатра и таким образом «подкупить» его (Didi-Huberman 1982). Не удивительно, ведь женщинам грозил перевод в палату для неизлечимых хроников, если врачи потеряют к ним интерес. На еженедельных лекциях, открытых для публики, в больнице Сальпетриер Шарко показывал пациенток, которые якобы демонстрировали под гипнозом симптомы истерии. Попав в центр внимания врачей и публики, особо талантливые из них могли демонстрировать требуемую картину заболевания. Шарко издавал «Фотографическую иконографию Сальпетриер» (Iconographie photographrique de la Salpêtrière), где публиковались фотографии пациенток в позах, которые он считал «истерическими». Благодаря ему и пациенткам, «сотрудничавшим» с психиатром, диагноз «истерия» и его картина надолго закрепились в психиатрии.
Биолог и эссеист Джеральд Вейсман (Weissmann 1998: 231) отмечает сходство между скульптурой Барриа «Природа, обнажающаяся перед Наукой» и полотном французского художника Тони Робера-Флёри (1838–1912) «Доктор Филипп Пинель освобождает от оков душевнобольных в больнице Сальпетриер в 1795 году» (иллюстрация 19). Литературовед Элейн Шоуолтер (Showalter 1992: 145) обращает внимание на сходство с картиной Андре Бруйе (André Brouillet) «Клинический урок в Сальпетриере» (иллюстрация 20). На обоих полотнах изображены полуобнаженные пациентки психиатрической больницы, с покорным выражением предоставляющие свое тело испытующему взгляду мужчины-медика, подчиняясь его интеллектуальному и сексуальному превосходству.
Хотя Клерамбо принадлежал к младшему поколению психиатров, он продолжил практики Шарко, включая фотографирование привлекательных пациенток в том виде, который соответствовал его представлениям о расстройстве. Как и Шарко, Клерамбо устраивал еженедельные, по пятницам, публичные демонстрации своих пациентов. Одну из женщин, отказывающуюся сотрудничать на такой демонстрации, психиатр назвал «мегерой». Когда та стала возражать, психиатр, обратившись к слушателям, заявил в ее присутствии: «видите, весьма типичное поведение!» (Doy 2002: 105). Задокументирован также случай, когда Клерамбо просил коллегу-врача в Полицейском приемном покое задержать еще на какое-то время женщину, подлежащую освобождению. Клерамбо назвал ее «живописной» и собирался фотографировать, требуя, чтобы женщина распустила волосы и чтобы они «торчали во все стороны» (Ibid.). Такие примеры свидетельствовали, что психиатры по-прежнему имели большую власть над пациентами, чем Клерамбо не преминул воспользоваться.
Мишель Фуко одним из первых написал о том порядке власти, который установился в домах умалишенных во Франции начиная с XVIII века (Фуко 1997). В этих заведениях, часто и архитектурно, и по существу похожих на замок или крепость, главный врач царил над подчиненными, как феодал над вассалами. Младшие врачи-интерны, санитары, санитарки и уж тем более пациенты должны были беспрекословно ему подчиняться. Пациентов часто лишали свободы, и без того ограниченной. Став в 1913 году главным врачом Полицейского приемного покоя (находившегося в историческом здании полиции, в Консьержери на острове Сите), Клерамбо унаследовал этот порядок власти. В его задачу входила постановка диагноза арестованным по подозрению в преступлении. Приемный покой располагал одиннадцатью камерами для мужчин и семью камерами для женщин, а всего перед Клерамбо за год проходило от 2500 до 3000 задержанных. От его решения зависело, отправятся ли они в тюрьму или выйдут на свободу.
За всю свою деятельность на этом посту Клерамбо выдал 13 000 экспертных заключений. Он достиг такой остроты взгляда и такой лаконичности выражения, что его клинический диагноз, очень точный, умещался в несколько строк. Например, так: «Клементина Д. Около 50 лет, бывшая модистка. Полиморфный бред. Эротизм, величие, будущее богатство; эротоманка; физическая и психологическая враждебность <…> Высокая, с признаками стиля и живости. Пульс 100. Периодами отказывается от пищи; боится яда». Или, наблюдая в 1923 году 42-летнюю женщину по имени Луиза Эдит, Клерамбо писал: «Умственно отсталая. Атипичный психоз. Беззаботность, спутанность, фантазийные замечания, крайняя бедность. Интенсивный и игривый разговор. Найдена голой в карьере. Синяки, расположенные по прямой. Сообщает, что ее ударил палкой незнакомец (возможно, садист, после секса с ней). В данном случае история правдоподобна. Нечистота. Бродяжничает неделями. В прошлом лечилась в Нантере от неопределенных болезней. Хриплый голос» (цитата по: Schneider 2021: 205).
Случаи, которые Клерамбо наблюдал в приемном покое, давали богатый материал для «криминальной антропологии», в создании которой участвовали и психиатры и которая впоследствии была признана ошибочной, так как базировалась на вере в существование особого «преступного типа». Вклад Клерамбо заключался в том, чтобы выковать диагноз «страсть к текстилю», отличающийся от «клептомании» и «фетишизма». Как правило, для формулировки нового диагноза в научной медицине требуются многие случаи. У Клерамбо их было всего четыре. Тем не менее он с убежденностью писал об этих женщинах, очень разных, с совершенно разными судьбами, как о страдающих одним и тем же «сексуальным расстройством», или «извращением». Часто это были женщины бедные, необразованные (женщины среднего класса в Полицейский приемный покой практически не попадали). Как подозреваемые в преступлении, они находились во власти психиатра. Невольно возникающее чувство собственного превосходства убеждало Клерамбо в справедливости придуманных им диагнозов «ипефилия» и «аптофилия», хотя они не для всех были очевидны.
Подробнее читайте:
Сироткина, И. Танец, тело, знание / Ирина Сироткина. — М.: Новое литературное обозрение, 2025. — 176 с.: ил. (Серия «Библиотека журнала „Теория моды“»)