Царь ненастоящий!

Почему ученые отвергли гипотезу об идентификации останков отца Александра Македонского

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

В конце 2023 года ученые весьма аргументированно показали, что в одной из царских гробниц в Вергине покоились останки знаменитого македонского царя Филиппа II — отца Александра Великого. В этом некрополе несколько гробниц, и ученые по характерным особенностям останков и косвенным признакам почти полвека пытаются определить, в какой из них был похоронен царь Филипп, и был ли он вообще там. Похоже, до консенсуса еще далеко и доказательства в пользу самой ранней из четырех гробниц, которые казались весьма привлекательными и убедительными, все-таки оказались преждевременными. Новое детальное исследование костей из гробницы спустя полтора года после предыдущей статьи показало, что, скорее всего, в 70-е годы прошлого века археологи раскопали не Филиппа, а кого-то из предшественников известного правителя.

Царские гробницы в Вергине

На протяжении многих лет исследователи спорили, кто покоился в гробницах Большого Кургана. В 1977–1978 годах его раскопали в греческой Вергине, где когда-то, по-видимому, находилась древняя столица Македонии — город Эги. Основная дискуссия шла вокруг двух из четырех гробниц: первой и второй. Некоторые исследователи утверждали, что именно там похоронили Филиппа II и Филиппа III Арридея — отца и брата Александра Великого.

В 2023 году греческий антрополог Антонис Барциокас представил ряд аргументов в пользу того, что в усыпальнице № 1, часто называемой гробницей Персефоны из-за великолепной настенной росписи, изначально лежали останки Филиппа II, его молодой жены Клеопатры и их ребенка, которые умерли вскоре после убийства царя (подробно о доводах в пользу этой гипотезы читайте в нашем материале «Тень отца Александра Великого»). Уже тогда было понятно, что споры вряд ли скоро утихнут, но разобраться в проблеме вполне могут помочь естественно-научные методы.

Возвращение к гробнице Персефоны

Одна из проблем, связанных с первой усыпальницей, заключается в том, что еще в древности ее разграбили. Вероятно, в 274 или 273 году до нашей эры это сделали галаты — кельтские племена, которые в III веке до нашей эры вторглись на Балканский полуостров. Помимо того, что из гробницы исчезли ценности, грабители нарушили одно или несколько первоначальных захоронений и пробили в гробницу новый вход, через который туда попал не только лишний грунт, но и человеческие кости, не связанные с предполагаемыми царскими особами.

Чтобы разобраться с этой проблемой, Яннис Маниатис из Национального центра научных исследований «Demokritos» и его коллеги из Великобритании, Германии, Греции, Дании и Италии обратились не только к остеологическому анализу найденных костей, но и к ряду естественно-научных методов: радиоуглеродному, генетическому, а также к анализу изотопного состава азота, углерода и стронция. С их помощью ученые исследовали множество образцов, обнаруженных как на полу гробницы, так и в попавшем в нее грунте.

Всё против Филиппа

Важным доводом в пользу предыдущей гипотезы, что в гробнице Персефоны покоились останки Филиппа II, выступала опубликованная десять лет назад находка — сросшиеся в коленном суставе бедренная и большеберцовые кости взрослого мужчины, анкилоз сустава которого развился после проникающего ранения. Барциокас предполагал, что эти останки отражают исторически известную травму македонского царя, после которой он до конца жизни страдал от хромоты.

Эти кости принадлежали высокому мужчине ростом около 180 сантиметров, который прожил примерно 45 лет. Теперь выяснилось, что они, вероятно, никак не связаны с гробницей Персефоны. Участница раскопок конца 70-х годов утверждала, что подобных находок не было среди материалов, первоначально обнаруженных в усыпальнице. Более того, недавно ученые заметили на поверхности бедренной кости затертую маркировку красными чернилами. С помощью оптического микроскопа они определили, что на останках написано 1969/15. По всей видимости, их раскопали в каком-то другом некрополе за несколько лет до того, как археологи начали исследовать Большой Курган.

Кто в гробнице

Остеологический анализ в свежей работе Маниатиса, подкрепленный данными генетического и радиоуглеродного исследования, показал, что те останки, которые первоначально покоились в гробнице, принадлежали взрослому мужчине ростом около 167 ± 3 сантиметров, который прожил примерно 25–35 лет. Это слишком мало для Филиппа II. Возможно, предполагаемого царя изначально похоронили не в одиночестве, поскольку рядом с его останками на полу камеры археологи также нашли несколько женских костей. Если это так, то возникает вопрос, куда делись остальные части ее скелета. По мнению авторов статьи, единственное правдоподобное объяснение заключается в том, что ее тело было украшено множеством ценностей, вместе с которыми грабители вынесли и почти весь скелет.

Радиоуглеродный анализ костей мужчины и женщины подтвердил, что их могли похоронить в одно время. В частности, для скелета мужчины ученые получили калиброванную дату . То есть, если верить этим данным, он умер на несколько десятилетий раньше, чем Филипп II, которого убили в 336 году до нашей эры. В таком случае возникает вопрос, кому принадлежали останки. В качестве кандидата на эту роль исследователи рассматривали Аминту III (умер в 370 или 369 годах до нашей эры) — отца Филиппа II. Однако он, видимо, прожил заметно больше 25–35 лет. Возможно, это могут быть останки других детей Аминты III — Александра II (умер в 368 году до нашей эры) или Пердикки III (погиб в 359 году до нашей эры).

Что касается останков новорожденных, найденных в гробнице, то ученые определили, что они принадлежали по меньшей мере шести индивидам. Более того, радиоуглеродный анализ показал, что они не связаны с первоначальным захоронением и относятся примерно к 150 году до нашей эры — 130 году нашей эры, то есть как минимум на два столетия моложе. Вполне возможно, что это результат существовавшей практики, когда мертвых младенцев сбрасывали в подземные пустоты или старые гробницы. Например, в прошлом недалеко от Большого Кургана раскопали другую древнюю гробницу, в которую в римскую эпоху сбросили больше 200 новорожденных или недоношенных детей.

***

Полученные результаты противоречат красивой гипотезе о том, что в гробнице Персефоны покоились останки Филиппа II, его молодой супруги и их маленького ребенка. Вместо этого данные ученых показали, что усыпальницу построили немного раньше, чем предполагалось. Однако теперь без письменных источников достоверно установить, кто покоился там изначально, вряд ли получится.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.