Студенты МГУ Саров — об учебе, преподавателях и жизни на кампусе
В 2021 году в Сарове в Нижегородской области открылся филиал МГУ, ставший образовательным ядром Национального центра физики и математики (НФЦМ). Здесь преподают академики и члены РАН, профессора МГУ, доктора и кандидаты наук, а студенты заинтересованы в том, чтобы построить научную карьеру. Мы поговорили с ними об исследовательских интересах, особенностях обучения в МГУ Саров и о том, каково жить в академгородке будущего.
Студентка второго курса магистратуры МГУ Саров, направление «Теоретическая физика»
До МГУ Саров я училась в «Высшей школе общей и прикладной физики» при Институте прикладной физики РАН. После выпуска я планировала закончить с физикой и немного отдохнуть. Но так вышло, что перед защитой научный руководитель предложил: «Давай ты для красного словца скажешь, что исследуемый тобой эффект наблюдается в космической плазме?» Звучало красиво — почему бы не сказать? Меня спросили: «А вы уверены, что этот эффект там наблюдается?» Я не смогла ответить, и мне поставили четверку. Это меня задело, но впервые за четыре года во мне проснулось настоящее любопытство. Я поняла, что мне нужна астрофизика.
Незадолго до этого друг прислал мне новость, что рядом с моим городом будет филиал МГУ и появится Национальный центр физики и математики — прим. N + 1
В аспирантуре нужно менять тему, и немного грустно, что не буду заниматься сверхсветовыми источниками: за два года я их очень полюбила. Получается, в бакалавриате у меня была одна тема исследований, в магистратуре — другая. А сейчас меняю направление исследований в третий раз. Наше фундаментальное образование позволяет так делать, и это безумно развязывает руки.
В университетах, где я училась до МГУ, работали отличные специалисты с советской закалкой, но мне было очень сложно. Настолько, что хотела бросить физику. Нам преподавали великие мастера, но в первую очередь ученые. А в Сарове они не просто ученые — они еще и педагоги. Преподаватели заботятся о том, чтобы студенты усвоили материал, и готовы даже прочитать дополнительную лекцию в свободное время. С ними всегда можно проконсультироваться, даже по своей научной работе.
Здесь все происходит стремительно: кто хочет — быстро получает новые навыки и учится их использовать. В начале года читаются дополнительные курсы по основам, потому что ребята приезжают с разным уровнем подготовки. У меня вообще до этого не было ядерной физики. Но если приходишь после лекции и сразу разбираешь ее, а на следующий день задаешь вопросы преподавателю, то никаких проблем нет. Лекций у теоретиков немного: всего две, а потом день свободный. Ты их прослушиваешь, перечитываешь, выписываешь вопросы и потом идешь к преподавателю. Кажется, это нас спасло. По крайней мере меня.
Студенты МГУ Саров обучаются у лучших преподавателей. Например, программой «Теоретическая физика» руководит Эдуард Боос — профессор, член-корреспондент РАН, заведующий отделом экспериментальной физики высоких энергий НИИ ядерной физики МГУ. Всего в университете работают два академика, три член-корреспондента РАН, 30 докторов и 38 кандидатов наук. С полным списком руководителей магистерских программ можно ознакомиться здесь.
Вчера был интенсивный день. Сначала я была на работе — мы так называем практику во Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики — прим. N + 1
Здесь домашняя атмосфера: на кухню теоретиков приходит академик и рассказывает о жизни. Это удивительно. Недавно я шла по территории и услышала, как кто-то кричит мое имя. Обернулась — на балконе наш преподаватель, который приехал из школы НЦФМ: «О, Виталия, как у вас дела?» — и начинает со мной разговаривать. Где вообще такое встретишь?
Сначала на кампусе были только таунхаусы. На второй год построили первый апарткомплекс — это такие двухэтажные здания с одноместными и двухместными комнатами, где у каждого своя кухня и ванная, а также комнатами семейного типа. Еще есть здания блочного типа, с общей кухней на две комнаты, ванной и туалетом.
Сейчас достроился третий апарткомплекс. У них там все очень круто. Например, появилась общая гостиная, в которой мы сняли несколько наших подкастов и где студенты могут собраться вместе, как в «Гарри Поттере». У нас кухня теоретиков, а у них целая гостиная будет.
Студентка второго курса магистратуры МГУ Саров, направление «Лазерная нелинейная оптика и фотоника»
До 9-го класса я хотела стать юристом, но в какой-то момент решила, что физико-математические науки мне гораздо интереснее. И понимаю, что сделала для себя правильный выбор. Сейчас я занимаюсь оптической диагностикой биологических тканей и модельных сред по их спектральным отпечаткам. Проще говоря, мы используем широкополосные источники излучения, чтобы получать информацию об онкологических заболеваниях — по сути создаем систему, которая диагностирует рак и определяет его тип.
В некоторых вузах все давным-давно устоялось. Никто ничего не собирается менять, всех все устраивает. В Сарове не так. У нас есть возможность предлагать изменения. Например, мы можем подойти к учебной части, заместителю директора или заведующей общежитием и сказать, что хотим провести мероприятие и нам нужно помещение. И все согласуют. Нас слышат, и это мотивирует.
Здесь больше фундаментальной науки, чем в технических вузах. Я думаю, это нормально — все-таки не инженерией занимаемся. Мы проводим много экспериментов, расчетов, строим модели и проверяем методики. Без теории, конечно, все равно не можем, но отдельно от экспериментов ее для нас не существует.
Филиал готовит высококлассных специалистов, а значит, они должны быть знакомы с высокотехнологичным оборудованием. Поэтому эксперименты в МГУ Саров проводятся на передовых научных установках:
Я живу в апартаментах с прихожей, комнатой и ванной, собственными туалетом и душем. У меня личное пространство, куда никто не заходит, и я могу спокойно учиться.
Жилье распределяют по вступительным баллам. Но при поступлении нас также спрашивали о личных предпочтениях: например, хотим ли мы жить одни или с кем-то. В других апартаментах есть семейные комнаты, которые напоминают квартиры-студии, — там свои кухня и ванная комната.
Студент первого курса магистратуры МГУ Саров, направление «Экстремальные электромагнитные поля, релятивистская плазма и аттосекундная физика»
До МГУ Саров я учился на радиофизическом факультете университета Лобачевского в Нижнем Новгороде. На самом деле в науку я решил пойти довольно поздно, чуть ли не на втором курсе бакалавриата, а до этого готов был идти куда угодно.
Тема моей научно-исследовательской работы — влияние фазовых искажений на модуляцию излучения в мощных лазерных установках. Моя задача — сделать так, чтобы установка по лазерному термоядерному синтезу выдавала более качественные параметры излучения.
Если коротко, беда мощных лазерных установок в том, что неоднородности оптических элементов (линз, окон и поляризаторов) вносят фазовые искажения в волновой фронт. Это приводит, во-первых, к неравномерному распределению излучения: вместо того чтобы сосредоточиться в центре пучка, энергия расплывается по поперечному сечению. А во-вторых, из-за этого в разных частях пучка возникают резкие скачки интенсивности, которые могут повредить оптические элементы. И если мы сможем компенсировать фазовые искажения, то излучение будет равномернее падать на мишень, и выходную мощность установки можно будет увеличить. А большая энергия лазерного излучения в задачах лазерного термоядерного синтеза повысит шанс возникновения термоядерной реакции.
Для нас созданы невероятные условия обучения. Мы живем за 300 километров от Москвы, но к нам каждую неделю приезжают преподаватели из головного МГУ. Несколько дней они читают лекции и уезжают обратно. Получается, живут с нами 3–4 дня на одной территории как минимум. Интересно встретить своего преподавателя в ближайшей «Пятерочке». Это настраивает на положительное общение не только по учебе, но и просто так.
Чуть ли не раз в месяц к нам приезжает научный руководитель НЦФМ Александр Михайлович Сергеев. Он общается с нами с глазу на глаз и рассказывает новости. Это серьезные разговоры о будущем научной деятельности студентов.
Здесь созданы такие условия, что отношения «преподаватель — ученик» появляются, мне кажется, только на экзаменах или зачетах. В остальное время мы практически коллеги.
Если бы здесь было легко учиться, было бы, наверное, слишком скучно. Не могу сказать, что нам скучно. Учеба ощущается как квест, который надо выполнить, и будет счастье. В Саров поступают ребята, которые хотят заниматься наукой, иначе бы они, наверное, не поехали за много-много километров от дома.
На хобби и спорт остается много времени, особенно в начале семестра, потому что у студентов здесь сложилась привычка все откладывать на потом. В Сарове есть тренажерные залы, и мы туда свободно ездим в перерывах между зачетами и экзаменами. Еще на территории кампуса есть небольшая открытая спортплощадка. В апреле поставили настольный теннис и огромные уличные шахматы размером с большого ребенка или маленького взрослого.
Студентка второго курса магистратуры МГУ Саров, направление «Прикладная математика и информатика»
До МГУ я училась в Казанском авиационном институте (КАИ) на кафедре лазерных и аддитивных технологий. Занималась моделированием, но обучение было ориентировано скорее на людей, которые собираются работать на 3D-принтерах, а мне хотелось моделировать аддитивное производство. Так я попала в МГУ Саров.
Проект, в котором планирую развиваться, называется «Виртуальный 3D-принтер». Мы моделируем процесс печати от начала и до конца и смотрим на результат. Материалы для аддитивного производства стоят недешево, а требования к ним высокие. Поэтому важно отработать процесс до того, как все то же самое будут делать на реальном принтере.
Преподаватели работают вахтовым методом: приезжают на неделю и проводят занятия, а потом уезжают — в следующий раз ты можешь увидеть их через месяц. Иногда на неделе приезжают сразу несколько преподавателей, и тогда каждый день может быть шесть пар, с девяти утра до восьми вечера. Бывают недели, когда много практики во ВНИИЭФ — допустим, два дня занимаемся научно-исследовательской работой. И приезжает только один преподаватель на несколько дней. Поэтому здесь привыкаешь планировать свое время на месяц вперед. Этим МГУ Саров отличается от среднестатистического вуза, где расписание одинаковое каждую неделю, — чтобы учиться здесь, нужно обладать навыками тайм-менеджмента.
Что еще? В КАИ я получала повышенную стипендию, научную стипендию, стипендию президента РФ и выигрывала гранты — и все равно, чтобы снимать квартиру, мне нужно было работать на нескольких работах. Это сказывалось на учебе. В МГУ Саров я просто студентка, а бытовые, жилищные, финансовые моменты улажены. Тут много дополнительных финансовых возможностей: работа на полставки, способы получить повышенную стипендию, стипендии Росатома.
Труд на благо науки должен хорошо оплачиваться, поэтому все студенты МГУ Саров получают стипендию. Магистрам выплачивают 55 тысяч рублей в месяц, аспирантам — 75 тысяч. А тем, кто обучается на программе специалитета, Росатом дополнительно выплачивает 10 тысяч рублей. Практику студенты проходят во ВНИИЭФ, а по окончании учебы им гарантируется трудоустройство на предприятиях госкорпорации «Росатом».
Учиться я приехала вместе с мужем. Нам выделили отдельную квартиру-студию в кампусе и обеспечили комфортное проживание. Большая стипендия позволила накопить на машину. Я не знаю вузов, где студентов так поддерживают.
Если вы любите точные науки и планируете строить успешную научную карьеру, то лучше места, чем МГУ Саров, не найти. Узнать подробности о направлениях обучения и подать документы можно здесь.
Реклама: Частное Учреждение «Центр Коммуникаций», ИНН 9705152344, erid: LjN8KHDV9
Как автономные доставщики Яндекса ориентируются на улицах
Почтовые сервисы, крупные торговые сети и частные компании уже давно работают над автономной доставкой. Правда, воспользоваться ею пока непросто: такие сервисы тестируют лишь в нескольких городах мира. В России встретить робота-доставщика можно в Москве, Мурино в Ленинградской области, Иннополисе, а также на «Розе Хутор» и в Красной Поляне в Сочи. C 2021 года грузы доставляет уже третье их поколение. В этом материале, который N + 1 подготовил вместе с Яндексом, рассказываем, как они ориентируются в городе, зачем им столько датчиков и с какими трудностями пришлось столкнуться инженерам, которые их разрабатывали.