Великобритания опередила их ровно на три недели
Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA) одобрила к применению терапию серповидноклеточной анемии, основанную на системе редактирования генов CRISPR, говорится в пресс-релизе ведомства. Страна стала второй в мире, разрешившей клиническое использование подобной технологии, после Великобритании, которая приняла такое же решение тремя неделями ранее. Препарат эксагамглоген аутотемцел (экса-цел, exa-cel, торговое название Casgevy) разработан компаниями CRISPR Therapeutics и Vertex Pharmaceuticals и предназначен пациентам в возрасте 12 лет и старше. Для его применения у пациента забирают кроветворные стволовые клетки костного мозга, в лаборатории с помощью экса-цела выключают в них ген BCL11A и вводят обратно в организм. После такой модификации костный мозг начинает вырабатывать фетальный гемоглобин, который берет на себя функции дефектного.
Одновременно с экса-целом FDA одобрило генную терапию серповидноклеточной анемии препаратом ловотибеглоген аутотемцел (лово-цел, lovo-cel, торговое название Lyfgenia), созданным биотехнологической компанией Bluebird bio. При его назначении также используют забранные у пациента стволовые клетки костного мозга и с помощью вирусного вектора вводят в них рабочие копии модифицированного гена бета-глобина (βA-T87Q). Возвращенные в организм, такие клетки продуцируют функциональный анти-серповидный гемоглобин AT87Q, который частично замещает патологический гемоглобин S и нормализует форму эритроцитов. Процесс лечения и экса-целом, и лово-целом занимает несколько месяцев, но он необходим лишь однократно.
Исследование проводили в Канаде
Мириам Даймонд (Miriam L. Diamond) из Университета Торонто с коллегами провела химический анализ воздуха и матрасов в детских спальнях и поверхностей новых детских матрасов, который выявил многочисленные небезопасные вещества, действию которых ребенок подвергается во время сна. Результаты одного исследования опубликованы в журнале Environmental Science & Technology Letters, другого — в Environmental Science & Technology. В одну из работ вошли 25 комнат детей в возрасте от полугода до четырех лет в Торонто и Оттаве. В их воздухе, микроокружении сна и матрасах нашли около 30 вредных соединений, включая орто-фталаты, органические фосфаты и ультрафиолетовые фильтры, причем их вероятным источником были матрасы.