Его нашли в ритуальном колодце вместе с остатками других жертвоприношений
При исследовании выдолбленного фрагмента кости, найденного при раскопках поселения римского времени в Нидерландах, археологи обнаружили, что в нем хранились семена черной белены. Это первое бесспорное вещественное подтверждение использования на севере римского мира белены как лекарственного средства или галлюциногена, сообщает статья в Antiquity.
Белена черная (Hyoscuamus niger) ― чрезвычайно ядовитое растение семейства пасленовых (Solanaceae), содержащее атропин, гиосциамин и другие алкалоиды. Симптомы отравления беленой (галлюцинации, нарушения дыхания, зрения и сердечного ритма, конвульсии) были, по-видимому, известны людям с глубокой древности и побудили их к использованию ее как одурманивающего средства в магических практиках, в том числе и направленных на исцеление различных недугов. В античную эпоху белена использовалась для приготовления обезболивающих, жаропонижающих и противовоспалительных средств ― об этом пишет греческий врач I века Диоскорид. Плиний Старший в своей «Естественной истории» также сообщает о широком применении белены, но предупреждает об опасности этого растения, так как оно «порождает безумие».
Древнейшие образцы черной белены, найденные археологами в Европе, относятся к эпохе неолита. Это семена из поселения культуры линейно-ленточной керамики (конец VI тысячелетия до нашей эры) в Германии. Однако установить факт намеренного сбора и использования растения чрезвычайно трудно: белена относится к рудеральным сорнякам, сопровождающим хозяйственную деятельность человека. Она растет вблизи жилья, на свалках, вдоль дорог, и часто попадает в культурные слои. Для римского времени единственной находкой, которую можно интерпретировать как вероятное свидетельство использования белены, были семена из раскопок госпиталя I века в Новезии (современный Нойс на западе Германии): их обнаружили вместе с остатками зверобоя, пажитника и других лекарственных растений. Находки, не вызывающие сомнений, датируются уже эпохой викингов, как, например, семена из женского погребения конца X века в Дании, где они были частью погребального инвентаря.
Археолог Майке Грот (Maaike Groot) из Свободного университета Берлина и ее нидерландские коллеги, ведущие раскопки древнего поселения близ Утрехта, на территории общины Хаутен, исследовали найденные здесь костные и растительные остатки. Семена черной белены оказались и в слоях железного века (VI–II века до нашей эры), так и среди находок I–II веков нашей эры, когда здесь появился римский кастеллум ― небольшой военный лагерь ― и заброшенное поселение возродилось. Однако большинство обнаруженных семян не дают четких указаний на преднамеренное использование белены. Его можно заподозрить лишь по найденной в огороженной канаве римского времени корзине, внутри которой находились сосуды для приготовления пищи и остатки растения. В яме неподалеку была сделана находка, оказавшаяся главной ― обломок бедренной кости козы или овцы с пробкой из черного материала, вставленной в один конец.
Размеры костного фрагмента составляют 72 × 16 миллиметров. После очистки выяснилось, что концы его обработаны, а в середине кость отполирована, ― вероятно, из-за того, что ее часто держали в пальцах. Внутри оказалась выдолблена полость длиной около шести сантиметров и диаметром девять миллиметров, в которой исследователи обнаружили 382 переувлажненных семени. Археоботанический анализ показал, что все они принадлежат черной белене ― других растительных остатков в полости не нашлось. Всего в этой костяной трубке, если заполнить ее до края, могло помещаться около 4000 семян белены. В составе вещества пробки анализ выявил присутствие бетулина, следовательно, для закупоривания трубки с семенами был применен березовый деготь. Датируется находка последней третью I века.
Первоначально у ученых возникло две версии ее назначения. Согласно первой, трубка служила курильницей, так как, по данным письменных источников, дым от сжигания белены также использовался для достижения наркотического или лечебного эффекта. Однако никаких следов обугливания на трубке и семенах не оказалось, поэтому исследователи пришли к выводу о правильности другой версии: костяная трубка была изготовлена для хранения семян. Кроме этого контейнера, в яме были обнаружены скелеты коровы и лошади, фрагменты точильного камня и череп собаки. Грот с коллегами предположили, что яма представляла собой ритуальный колодец для подношений богам: подобная практика известна по другим находкам в Нидерландах, датируемым римской эпохой. В качестве такой жертвы богам в колодец, по-видимому, попал и костяной контейнер с черной беленой, который стал первым бесспорным археологическим свидетельством использования этого растения в европейских провинциях Римской империи.
Ранее мы сообщали о том, как в Нидерландах археологи раскопали остатки римского святилища. Кроме того, N + 1 рассказывал о находках, связанных с применением в древности психоактивных веществ. Так, ученые нашли в сосудах бронзового века из Израиля остатки опиума и выяснили, что в индейской цивилизации Уари пиршества с наркотиками устраивались, чтобы повысить сплоченность общества и статус элиты.
В этом году такое письмо нашли в Великом Новгороде
Российские ученые рассказали о первых результатах исследования берестяных грамот, найденных текущем полевом сезоне в Новгородской области. В Великом Новгороде на конец августа археологи обнаружили уже 40 таких артефактов, еще один они нашли в Старой Руссе. Одно из необычных писем состоит только из адресной формулы и пожелания — некий Прокоша в письме к человеку по имени Нечай написал «удавися». Об этом ученые рассказали на Заключительной археологической пятнице в Новгородском музее-заповеднике.