Российские палеогенетики прочитали ДНК человека из слоя верхневолжской культуры

Останки этого мужчины позднего мезолита нашли в Ярославской области

Российские ученые прочитали геном человека, останки которого нашли в слое верхневолжской археологической культуры, существовавшей в эпоху раннего неолита. Они определили, что исследованные кости принадлежали мужчине, который жил в эпоху позднего мезолита и был носителем митохондриальной гаплогруппы U5a2+16294 и Y-хромосомной гаплогруппы R1b1a1. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Вестник археологии, антропологии и этнографии, генетически этот человек был типичным представителем кластера восточноевропейских охотников-собирателей, жившим на Русской равнине еще в эпоху мезолита.

В эпоху раннего неолита в Верхнем Поволжье и Волго-Окском междуречье сложилась верхневолжская археологическая культура, которая существовала примерно между 6200 и 5000 годами до нашей эры. Ее оставили люди, которые продолжали заниматься присваивающим хозяйством — охотой, собирательством и рыболовством, однако у них уже появилась керамическая посуда. Одним из эталонных памятников верхневолжской культуры исследователи считают многослойную стоянку Ивановское-VII, которая находится в Переславском районе Ярославской области, где ее в 1973 году обнаружили во время торфоразработки.

Среди прочего, на стоянке Ивановское-VII археологи из Института археологии РАН раскопали фрагменты человеческого черепа, исследованиям которого посвятила новую работу группа российских ученых во главе с Татьяной Андреевой (Tatiana Andreeva) из «Сириуса». Антропологи определили, что эти кости принадлежали взрослому мужчине. Мария Добровольская (Maria Dobrovolskaya) из Института археологии РАН пояснила N + 1, что эти находки не были останками носителя верхневолжской археологической культуры раннего неолита, хотя их и обнаружили в слое этого времени. В действительности этот мужчина жил раньше — в позднем мезолите, о чем свидетельствовала более древняя радиоуглеродная дата. Это говорит о том, что череп попал в ранненеолитический слой уже будучи древним.

Затем палеогенетики взяли часть височной кости, чтобы выделить из нее ДНК. В результате проделанной работы ученые сумели прочитать полную последовательность митохондриального генома этого человека со средним покрытием в 15,08 раза, а также частичную последовательность ядерного генома со средней глубиной покрытия примерно в 0,44 раза. Исследователи подтвердили, что это был мужчина, у которого они определили митохондриальную гаплогруппу U5a2+16294. Ранее ее уже неоднократно выявляли у древних людей из разных уголков Европы. Благодаря одной из замен этот митохондриальный геном попал в один кластер с последовательностями ДНК двух человек, которые примерно десять тысяч лет назад жили на территориях современных Англии и Франции. Однако ученые отметили, что общий предок всех троих по материнской линии, по-видимому, жил еще на несколько тысяч лет раньше — в эпоху верхнего палеолита.

По отцовской линии мужчина из памятника Ивановское-VII принадлежал к гаплогруппе R1b1a1. Различные линии этой гаплогруппы часто встречались среди европейских охотников-собирателей, среди которых были, в частности, живший около 14 тысяч лет назад мужчина из итальянской пещеры Рипаро Виллабруна, а также человек со стоянки Маяк (Сиделькино) в Самарской области, который жил около 11 тысяч лет назад. Последний в настоящее время рассматривается в качестве древнейшего представителя кластера восточноевропейских охотников-собирателей (EHG), чей геном удалось прочитать достаточно качественно.

Ученые также проанализировали новый древний геном с помощью метода главных компонент. В целом, этот носитель верхневолжской культуры оказался типичным представителем кластера восточноевропейских охотников-собирателей, как и уже упомянутый мужчина из памятника Маяк. Кроме того, среди прочих, к этому же кластеру относятся жившие примерно восемь тысяч лет назад люди, многочисленные останки которых нашли в Оленеостровском могильнике эпохи мезолита.

Поправка

В первоначальной версии заметки ошибочно сообщалось, что исследованные останки принадлежали носителю верхневолжской археологической культуры раннего неолита. Однако на самом деле этот человек жил еще в эпоху позднего мезолита, на что указали результаты радиоуглеродного анализа. Приносим извинения читателям за эту ошибку. Кроме того, в текст заметки добавлен комментарий Марии Добровольской.

Исследователи регулярно продолжают уточнять генетическую историю Евразии. Так, недавно мы рассказывали, как ученые прочитали ДНК 317 древних человек, подавляющее большинство из которых жили в эпохи мезолита и неолита. Эта работа позволила найти на Среднем Дону древнюю популяцию, которая хорошо подходит на роль предков носителей ямной археологической культуры.

Единственный сохранившийся плащ из перьев какапо выставили в шотландском музее