Вероятно, она попала туда из-за таяния многолетней мерзлоты
Питер Зеебер (Peter Seeber) из Констанцского университета совместно с учеными из Германии, России и США проанализировал керны донных отложений, извлеченные в 2019 году из двух арктических термокарстовых озер, которые находятся на Ямале примерно в пяти километрах друг от друга. Хотя предполагалось, что исследованные отложения накопились за последние несколько сотен лет, генетики обнаружили в них многочисленные фрагменты ДНК двух давно вымерших представителей мегафауны: шерстистого мамонта (Mammuthus primigenius) и шерстистого носорога (Coelodonta antiquitatis). Вероятно, в столь молодые слои генетический материал древних животных попал в результате таяния многолетней мерзлоты. Результаты исследования опубликованы в журнале eLife.
В изученных кернах также содержались фрагменты митохондриальной ДНК многих видов млекопитающих, генетический материал которых ученые и ожидали встретить в образцах соответствующего возраста. Среди них, например, оказались северный олень (Rangifer tarandus), копытный лемминг (Dicrostonyx torquatus), заяц (Lepus) и человек (Homo sapiens). Вместе с тем возраст самых поздних известных останков мамонтов из материковой части Сибири составляет около 9,7 тысячи лет (на острове Врангеля они дожили примерно до 3700 лет назад), а шерстистых носорогов — около 14 тысяч лет. При этом новые данные с Ямала накладывают дополнительные ограничения на выводы о том, что на Таймыре мамонты также могли дожить примерно до 3,9 тысячи лет, поскольку этот вывод сделан на основе анализа ДНК из отложений, а не самих останков древних животных.
Что ученым непонятно в цветных нотах и тактильных вкусах синестетов
У Скрябина был цвето-тональный слух, при котором звуки вызывают у человека цветовые ассоциации. Это вариант синестезии — состояния, при котором раздражение одного органа чувств смешивается с образами от других. Помимо цвето-тонального слуха существует множество других форм синестезии: эмпатия прикосновений, цветное обоняние, шелест запахов, вкус слов. Почему примерно у 1–4 процентов людей цвета, звуки, вкусы и другие чувства перемешались, все еще не очень понятно. Попытки разобраться в природе смешанных чувств переплелись в клубок из гипотез и споров, в котором хоть и удается отыскать начало, но размотать до конца все никак не выходит.