Ее будет использовать Европейское космическое агентство
Состоялся первый пуск европейской тяжелой ракеты «Ариан-6». Ракета должна вывести на околоземную орбиту 17 полезных нагрузок и продемонстрировать возможность повторного включения двигатели второй ступени. Трансляция пуска велась на YouTube-канале Европейского космического агентства.
«Ариан-6» заменила тяжелую ракету «Ариан-5», которая уже снята с эксплуатации. Разработка новой ракеты заняла десять лет, а ее первый старт неоднократно сдвигался с 2020 года. Первая ступень ракеты оснащается двигателем Vulcain 2.1, вторая — двигателем Vinci, оба двигателя используют топливную пару «жидкий кислород—жидкий водород».
В зависимости от модификации ракета оснащается двумя (A62) или четырьмя (A64) твердотопливными боковыми ускорителями. Грузоподъемность ракеты в наиболее мощной конфигурации составит до 11,5 тонны полезной нагрузки для геопереходной орбиты, до 21,6 тонны — на низкую опорную орбиту и до 8,5 тонны — на траекторию перехода к Луне.
9 июля 2024 года в 22:00 по московскому времени ракета-носитель «Ариан-6» в конфигурации с двумя боковыми ускорителями впервые отправилась в космос. Полезная нагрузка состоит из 17 компонентов: малых спутников, двух возвращаемых капсул и нескольких стационарных экспериментов.
Ожидается, что вторая ступень вначале будет выведена на эллиптическую орбиту с параметрами 300 на 700 километров, а затем, путем повторного включения двигателя, сделает ее круговой, с высотой в 580 километров. Затем будут выпущены спутники OOV-Cube, Curium One и Robusta-3A и активированы эксперименты YPSat и Peregrinus. После этого будут развернуты спутники 3Cat-4, ISTSat и GRBBeta и эксперименты SIDLOC и Parisat. Наконец, в последнюю очередь будут выведены спутники CURIE и Replicator. Возвращаемые капсулы отделятся перед повторным входом ступени в атмосферу Земли.
О 25-летней истории полетов «Ариана-5» мы рассказывали в материале «Она улетела».
Им не понадобится дополнительная тепловая защита
Компания SpaceX показала собранный первый серийный (с индексом SN1) ракетный двигатель Raptor третьего поколения. Благодаря 3D-печати металлом инженерам удалось спрятать внутрь корпуса большую часть конструктивных элементов (трубопроводы, провода, датчики), которые раньше находились снаружи. По словам Илона Маска, такой подход позволит задействовать для защиты этих деталей от высоких температур систему регенеративного охлаждения за счет циркуляции в каналах внутри корпуса криогенного топлива, благодаря чему удастся отказаться от защитных тепловых кожухов. Помимо упрощения конструкции это также приведет к снижению массы ракеты. Сам двигатель также стал легче: его масса теперь составляет 1525 килограмм, а полная, с дополнительным навесным оборудованием — 1720 килограмм (у Raptor 2 это 1630 и 2875 килограмм соответственно). Тяга R3 составляет 280 тонн-сил (против 230 у R2), а в будущем ее планируют довести до значения в 300 тонн-сил. Удельный импульс двигателя на уровне моря почти не изменился и равен 350 секундам. Оптимизированная для работы в вакууме версия двигателя с удельным импульсом 380 секунд, как ожидается, появится в течение следующих нескольких лет.