Это подтверждает одну из теорий планетообразования
Астрономы при помощи радиотелескопа ALMA обнаружили свидетельства действия гравитационной нестабильности в протопланетном диске у молодой звезды АВ Возничего. Это говорит о том, что подобный механизм действительно может порождать планеты в спиральных рукавах массивных дисков, причем протекать он может относительно поздно после рождения звезды. Статья опубликована в Nature.
Механизм гравитационной нестабильности рассматривается как альтернатива идее аккреции вещества протопланетного диска на твердое ядро в контексте формирования массивных планет, таких как газовые гиганты. Предполагается, что если диск массивен (более десятой части массы родительской звезды), то он будет неустойчив, и в спиральных рукавах могут протекать гравитационные коллапсы плотных облаков в планеты. Однако этот процесс трудно отследить, так как требуются наблюдения с высоким разрешением за движением газа у молодых звезд с подходящими протопланетными дисками.
АВ Возничего — юная (2,5–4,4 миллиона лет) звезда типа Хербига Ae массой около 2,4 массы Солнца, которая находится в 520 световых годах от Солнца. Вокруг нее наблюдается обширный (несколько сотен астрономических единиц) протопланетный диск, в котором заметны семь спиральных структур, а также кандидат в протопланету, который мог сформироваться за счет гравитационной нестабильности в диске.
Группа астрономов во главе с Джессикой Спиди (Jessica Speedie) из Университета Виктории сообщила, что обнаружила новые доказательства действия механизма гравитационной нестабильности в диске у АВ Возничего. Ученые анализировали движение потоков газа в диске путем наблюдений за ним в линиях угарного газа при помощи наземной системы радиотелескопов ALMA. Дополнительно они использовали данные наблюдений приемника SPHERE, установленного на телескопе VLT, который, регистрируя рассеянное излучение, позволял отслеживать распределение пыли в диске. Данные наблюдения ALMA сравнивались затем с результатами моделирований процессов в диске при помощи метода гидродинамики сглаженных частиц.
Исследователи заметили особенности в кинематике газа во внутренней части диска, которые в моделированиях и теоретических расчетах интерпретируются как признаки гравитационной нестабильности. Они выглядят как участки синусоидального распределения скоростей газа, подобные колебания скоростей порождаются локальными минимумами гравитационного потенциала в спиральных рукавах, где идет сжатие газа под действием собственных сил гравитации.
По расчетам, масса диска, находящемся в неустойчивом режиме, составляет около 0,1–0,3 массы звезды, в зависимости от времени охлаждения диска. Если масса диска была бы меньше, то спиральных рукавов было бы еще больше, и они были бы плотнее. Обнаружение гравитационной нестабильности в диске у АВ Возничего говорит не только о том, что этот механизм действительно способен создавать планеты в спиральных рукавах, но и то, что этот механизм может работать на относительно поздних стадиях эволюции молодой звезды.
Зато помог установить наилучшее ограничение на их параметры
Физики из эксперимента LUX-ZEPLIN (LZ) не увидели частиц темной материи за 280 дней набора данных. Зато установили рекордное ограничение на их параметры при помощи двухфазного детектора на жидком ксеноне. Об этом ученые сообщили на конференциях TeV Particle Astrophysics и LIDINE 2024, а также в пресс-релизе на сайте Национальной лаборатории в Беркли.