Робота можно собрать из коммерчески доступных компонентов
Инженеры из Токийского университета разработали четвероногого робота MEVIUS, которого можно собрать из материалов и деталей, доступных для заказа в интернет-магазинах. Робот массой около 16 килограмм имеет металлический корпус и предназначен для исследователей, которым требуется простая, надежная и легко модифицируемая платформа для экспериментов. Исходный код проекта, чертежи и инструкции по сборке доступны в репозитории GitHub. Препринт статьи с описанием проекта размещен на arXiv.org.
Интерес разработчиков к четвероногим роботам связан с их способностью преодолевать препятствия, непроходимые для роботов на колесах, и при этом сохранять устойчивость благодаря четырем точкам опоры. За последние несколько лет на рынке появилось множество коммерческих разработок такого типа. Однако высокая стоимость делает эти платформы малодоступными для многих исследователей и разработчиков, а закрытая архитектура ограничивает возможности модификации.
С другой стороны, многие проекты с открытой архитектурой, такие, например, как Doggo, Solo, PAWDQ в основном представляют собой роботов небольшого размера, в конструкции которых широко применяются пластиковые детали, напечатанные на 3D-принтере. Из-за этого подобные модели слабо приспособлены для испытаний и использования за пределами лаборатории. Поэтому возникает потребность в исследовательской платформе с открытой архитектурой, которая была бы при этом достаточно крупной, прочной и надежной для испытаний не только в помещении.
Такой проект разработали инженеры под руководством Масаюки Инабы (Masayuki Inaba) из Токийского университета. Созданная ими робособака MEVIUS — это прочный металлический робот с простой конструкцией, состоящей из готовых коммерчески доступных компонентов. Всего в роботе 10 типов деталей, не учитывая зеркально-симметричные. Простота упрощает сборку, обслуживание и ремонт, в случае поломки. Проект робота открыт, чертежи и программный код доступны на сайте GitHub.
Основу робота составляет корпус, изготовленный из листового алюминия с помощью сварки. Внутри него размещаются электронные компоненты, включая компьютер Intel NUC, батареи, контроллер и интерфейс CAN-USB. Вычислительный модуль и интерфейс связи находятся в передней части, а в заднем отсеке располагаются аккумуляторы. Ноги робота имеют классическую конструкцию с шарообразными опорами на концах. Каждая из ног состоит из трех основных звеньев: бедра, голени, и соединительного элемента, который крепится к корпусу. Все детали выполнены из алюминия, кроме голени, для которой используется прочный композитный материал POTICON. Каждая нога приводится в движение тремя актуаторами AK70-10 с передаточным числом 10:1.
MEVIUS, при массе около 16 килограмм и длине ног 0,25 метра, получился крупнее и тяжелее большинства других четвероногих роботов с открытой архитектурой. По своим габаритам он ближе к коммерческим роботам типа Mini Cheetah (9 килограмм, 0,2 метра) и ANYmal (30 килограмм, 0,25 метра). Также MEVIUS превосходит всех перечисленных роботов по крутящему моменту приводов. С его 25 ньютон-метрами он уступает только швейцарскому ANYmal, актуаторы которого развивают 40 ньютон-метров.
Для управления MEVIUS используется алгоритм на основе метода обучения с подкреплением, который позволяет учесть задержки связи, обусловленные использованием одноканального интерфейса. Обучение алгоритма происходило в симуляторе IsaacGym, где робот учится ходить по неровной местности. После обучения в симуляции, алгоритм был перенесен на реального робота. В реальных экспериментах MEVIUS успешно передвигался по разным поверхностям, включая неровный пол, наклонную поверхность со ступеньками, траву, а также дорогу с камнями и щебнем.
Похоже проекты существуют и в области разработки двуногих роботов. Например, инженеры из Беркли создали небольшого гуманоидного робота, который, как предполагается, должен стать недорогой исследовательской платформой для тестирования алгоритмов управления.
Компания тренирует флот роботов выполнять задачи для BMW
Робототехническая компания Figure показала свой прогресс в разработке человекоподобных роботов второго поколения. За три месяца с момента первой презентации они стали выполнять задачи в четыре раза быстрее, а точность и безошибочность их действий возросла в семь раз. Сейчас компания тренирует целый флот моделей F.02, обучая их выполнять конкретные задачи для автопроизводителя BMW. Роботы занимаются сортировкой и установкой автодеталей: задействуя обе руки, они захватывают листы металла и устанавливают их в пазы с точностью менее сантиметра. По словам основателя компании Бретта Эдкока (Brett Adcock), эта задача оказалась исключительно сложной. Потребовалась переработка системы управления роботов, включая разработку новых нейронных сетей, способных масштабироваться на весь парк роботов, и алгоритмов точного захвата и позиционирования объектов. В текущей версии роботы F.02 уже могут выполнять до 1000 установок в день в полностью автономном режиме, но это не предел и скорость может быть значительно увеличена в будущем.