Исследование проводили в Швеции
Шведские ученые провели популяционное когортное исследование и выяснили, что индукция родов при достижении 41 недели беременности связана со снижением риска мертворождения и младенческой смерти почти наполовину по сравнению с дальнейшим пассивным ожиданием и более поздней индукцией. Риск других осложнений со стороны ребенка также уменьшается, говорится в отчете, который опубликован в журнале PLoS Medicine.
В норме роды происходят на 37–41 неделе беременности. После этого срока наблюдается прогрессирующее возрастание риска пери- и неонатальной смертности и тяжелой заболеваемости новорожденных. В связи с этим с начала 2020 года в Швеции были приняты новые правила, согласно которым положено фармакологически индуцировать беременность, достигшую последнего дня 41 недели, или вести по индивидуальному плану, направленному на активные роду не позже последнего дня 42 недели. До этого практиковалось более длительное ожидание с индукцией после 42 недели.
Карин Келлен (Karin Källén) из Лундского университета с коллегами проанализировали данные всех более 150 тысяч шведских женщин, чья беременность одним плодом с головным предлежанием длилась 41 и более недели и разрешилась без планового кесарева сечения за три года до нововведения (с января 2017 года) и спустя почти четыре года после него (до сентября 2023 года). Для сравнения были изучены данные также почти 360 тысяч родов, произошедших на сроке беременности от 39 недель до 40 недель и шести дней.
Исследователей интересовал в первую очередь показатель мертворождения и младенческой (до 28 дня) смертности, во вторую — составной нежелательный пери- и неонатальный исход (включающий смерть, менее четырех баллов по шкале Апгар на пятой минуте, гипоксическую ишемическую энцефалопатию 1–3 степени, синдром аспирации мекония и родовую травму) с госпитализацией в отделение интенсивной терапии новорожденных (ОИНТ) или без нее, а также необходимость экстренного кесарева сечения. Статистическую обработку данных проводили методом модифицированной пуассоновской регрессии с поправками на материнские возраст, число родов, индекс массы тела, курение и уровень образования.
Частота индуцированных родов на сроке 41 и более недели возросла с 33,7 процента до введения новых правил до 52,4 процента после него. При этом уровень мертворождений и младенческой смертности снизился с 1,7 на 1000 до 0,9 на 1000 новорожденных: относительный риск (RR) составил 0,52 (95-процентный доверительный интервал 0,38–0,69; p < 0,001). Для родов на 39–40 по сравнению с 41 неделей этот риск был еще ниже, но статистически малозначимо (RR 0,86; 95-процентный доверительный интервал 0,72–1,02). Также снизился составной показатель нежелательных исходов, и включая госпитализацию в ОИНТ (RR 0,92; 95-процентный доверительный интервал 0,88–0,96; p < 0,001), и не включая ее (RR 0,79; 95-процентный доверительный интервал 0,74–0,85; p < 0,001). При этом частота экстренных кесаревых сечений несколько возросла (RR 1,07; 95-процентный доверительный интервал 1,04–1,10; p < 0,001).
Таким образом, более активное ведение поздней беременности с индукцией родов при достижении 41 недели сопряжено со снижением пери- и неонатальной смертности и других осложнений со стороны ребенка, но повышением вероятности экстренного кесарева сечения, что необходимо учитывать при информировании женщин, приближающихся к этому сроку беременности.
Ранее американские исследователи обнаружили, что у женщин, которые на поздних сроках беременности спали более девяти часов в сутки, повышен риск мертворождения.
Их останки раскопали во Франции
Французские ученые проанализировали образцы пульпы, извлеченные из зубов людей, которых в XVI веке похоронили на чумном кладбище. Они обнаружили, что два человека из этого памятника пострадали от бактериемии, вызванной возбудителем столбняка. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Current Research in Microbial Sciences, в медицинской литературе описано всего несколько случаев такой бактериемии, причем все они были выявлены у современных людей.