Исследование проводили в Великобритании
Джош Стотт (Josh Stott) с коллегами по Лондонскому университетскому колледжу провел популяционное когортное исследование и выяснил, что диагностированный синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у взрослых сопряжен с существенно более низкой продолжительностью жизни. Исследователи проспективно собрали данные служб первичной медпомощи за 2000–2019 годы (792 клиники общей практики, более 9,5 миллиона визитов). Они идентифицировали 30039 человек старше 18 лет с диагнозом СДВГ и подобрали вдесятеро большую когорту сравнения, совпадающую по возрасту, полу и виду первичной медпомощи. Ожидаемую продолжительность жизни рассчитали с помощью таблиц смертности и пуассоновской регрессии. Статья опубликована в The British Journal of Psychiatry.
Диагнозы наиболее распространенных соматических и психических заболеваний встречались чаще у людей с СДВГ. Согласно проведенным оценкам, продолжительность жизни по сравнению с популяцией в целом у них была ниже на 6,78 года у мужчин (95-процентный доверительный интервал 4,50–9,11) и 8,64 года у женщин (95-процентный доверительный интервал 6,55–10,91). Ограничения исследования включают отсутствие данных о причинах смерти, а также тот факт, что диагностика СДВГ у взрослых недостаточно развита, и носители этого диагноза зачастую обращаются за медпомощью по поводу других коморбидных состояний, которые могут влиять на продолжительность жизни.
И интоксикации алкоголем
Фарес Кедан (Fares Qeadan) с коллегами по Университету Лойолы в Чикаго провел ретроспективное когортное исследование и пришел к выводу, что назначение агонистов рецепторов к глюкагоноподобному пептиду-1 (ГПП-1) людям с историей расстройств, связанных с употреблением опиоидов или алкоголя (РУО или РУА), коррелирует со значительным уменьшением риска опиоидной передозировки и алкогольной интоксикации. В анализ вошли данные почти 504 тысячи взрослых пациентов с РУО и более 817 тысяч — с РУА в анамнезе из 136 систем здравоохранения США с января 2014 по сентябрь 2022 года. 1,6 процента участников с РУО и 0,7 процента — с РУА получили хотя бы один рецепт на агонисты ГПП-1 (с дополнительным механизмом действия или без него). Результаты опубликованы в журнале Addiction.