Связь наблюдается уже при 26,7 градуса Цельсия
Увеличение количества жарких дней ассоциировано с повышением скорости эпигенетического старения. К такому выводу пришли американские ученые в статье, опубликованной в Science Advances. В работе они учитывали дни, в которых температура поднималась до 26,7 градуса Цельсия и выше.
Биологические часы — один из распространенных способов измерения биологического возраста человека. Он основан на подсчете количества метильных меток на ДНК. Чем больше характерных меток, тем старше клетка и, соответственно, ее хозяин. Эпигенетические часы дают представление о работоспособности клеток, но ничего не говорят ни о количестве мутаций в их ДНК, ни о состоянии их белков, поэтому оценивать биологический возраст только этим способом невозможно. Подробнее об этом можно почитать в нашем материале «Дело не в морщинах».
Чхве Ын-ен (Eun Young Choi) и Дженнифер Эйлшир (Jennifer A. Ailshire) из Университета Южной Калифорнии решили применить метод эпигенетических часов, чтобы оценить влияние жаркой погоды на биологический возраст. Ученые собрали образцы крови у 3686 человек (средний возраст 67 лет) и оценили эпигенетическое старение с помощью 3 методов, в основе которых лежит измерение метилирования ДНК (PCPhenoAge acceleration, PCGrimAge acceleration и DunedinPACE). Кроме этого, во всех регионах проживания людей они подсчитали количество дней в шестилетний период до забора крови, когда индекс жары достигал 80 градусов по Фаренгейту и выше (26,7 градуса Цельсия).
Затем с помощью многоуровневого регрессионного анализа проверили связь между количеством жарких дней и эпигенетическим старением. Во всех моделях учитывались другие вмешивающиеся факторы — пол, возраст, ожирение, образ жизни, физическая активность. Оказалось, что увеличение количества жарких дней при долгосрочном наблюдении (6 лет) ассоциировано с ускорением эпигенетического старения во всех трех моделях (p < 0,05). Так, жители областей, в которых температура на протяжении полугода достигала 90 градусов по Фаренгейту и выше (выше 32,2 градуса Цельсия) получили дополнительно 14 месяцев биологического возраста по сравнению с теми людьми, которые жили в областях, где таких дней было меньше десяти в году.
Авторы считают, что их работа поможет при разработке социальных программ, направленных на защиту жителей областей, которые находятся в зоне риска по экстремальной жаре.
Не только жара может ускорять биологические часы. Например, беременность может увеличивать биологический возраст женщин на два года.
Статистику собирали в Великобритании
Мишель Камп (Michelle Kamp) из Лондонского королевского колледжа с коллегами провела ретроспективное исследование и пришла к выводу, что около 75 процентов пациентов с большим депрессивным расстройством, принимавших антидепрессанты, ощутили их положительный эффект. В анализ вошли более 19,5 тысячи пациентов с большой депрессией из репозитория UK Biobank, которые когда-либо в жизни принимали хотя бы один из четырех распространенных ингибиторов обратного захвата серотонина: циталопрам, флуоксетин, пароксетин или сертралин. Отвечая на опросник по психическому здоровью, они сообщали субъективные ощущения от этого опыта; исследователи оценивали сопутствующие эффекту факторы. Результаты опубликованы в журнале Psychological Medicine.