С сохранением абсолютной конфигурации исходных
Химики из США обнаружили, что радикальное кросс-сочетание сульфонилгидразинов и ароматических галогенидов может протекать без потери стереохимической информации. То есть, исходный оптически чистый сульфонилгидразин превращался в оптически чистый продукт. В статье, размещенной на портале препринтов ChemRxiv.org, химики отмечают, что примеры стереоспецифичных радикальных кросс-сочетаний ранее в литературе не встречались.
В классических реакциях кросс-сочетания нуклеофил (например, бороновая кислота) и электрофил (например, арилгалогенид) реагируют с образованием связи углерод-углерод. А в радикальных реакциях кросс-сочетания исходные вещества сначала превращаются в частицы с неспаренными электронами — радикалы — а потом спаривают эти электроны с образованием продукта реакции.
Недостаток радикального кросс-сочетания в том, что если в качестве исходного вещества взять соединение в виде одного оптического изомера, то продукт все равно получится рацемическим. То есть, стереохимическая информация потеряется. Это связано с тем, что образующийся в реакции радикал быстро (за несколько пикосекунд) рацемизуется, а уже потом образует связь с другим радикалом.
Недавно химики под руководством Фила Барана (Phil S. Baran) из исследовательского института Скриппс показали, что потеря стереохимической информации происходит не всегда. И если правильно подобрать исходные вещества и катализатор, радикальное кросс-сочетание можно провести энантиоспецифично, то есть, с образованием оптически чистого продукта.
Все началось с того, что химики исследовали реакцию радикального кросс-сочетания сульфонилгидразинов и арилгалогенидов в присутствии никелевого катализатора и попробовали взять оптически чистый исходник. В результате реакции образовался продукт с оптической чистотой около 70 процентов. То есть, полной рацемизации не произошло.
Тогда ученые решили попробовать оптимизировать условия реакции так, чтобы стереохимическая инофрмация сохранялась полностью. Они перебрали разные растворители и никелевые катализаторы. В итоге им удалось получить продукт с оптической чистотой около 90 процентов. Причем реакция работала и на других субстратах с разным углеродным скелетом и заместителями.
Чтобы выяснить, почему реакция протекает энантиоспецифично, химики провели квантово-химические расчеты в рамках теории функционала плотности. Согласно им, рекомбинация двух радикалов происходила внутрисферно, то есть в координационной сфере никелевого комплекса. И этот процесс протекал быстрее, чем рацемизация.
Так ученые описали первое энантиоспецифичное радикальное кросс-сочетание. Благодаря их открытию радикальные кросс-сочетания станут применять в органическом синтезе гораздо чаще.
Ранее мы рассказывали о том, как химики получили стабильный вторичный радикал, центрированный на атоме углерода.
На это указал анализ бронзы, из которой сделана известная химера
С 11 по 14 сентября в Венеции проходила международная конференция, приуроченная к 700-летию со дня смерти купца и путешественника Марко Поло. На этом мероприятии исследователи из Падуанского университета совместно с коллегами из других научных организаций рассказали о результатах химического анализа бронзы, из которой сделана известная статуя крылатого льва, установленная на восточной колонне Святого Марка. Ученые определили, что значительная часть химеры, по всей видимости, сделана из металла, руду для которого добыли в районе нижнего течения реки Янцзы. Как сообщается в пресс-релизе Падуанского университета, вероятно, эту бронзу отлили в Китае в раннем Средневековье во времена существования империи Тан (VII–X века нашей эры).