Они хранились больше десятилетия в замороженном виде
Американские исследователи впервые пересадили в яичко собственные незрелые стволовые клетки зародышевой линии пациента, забранные у него в детстве перед химиотерапией, которая сделала его стерильным. Началась ли у него выработка сперматозоидов, пока неясно. Описание методики доступно на medRXiv.org, историю пациента рассказало информагентство AP.
Благодаря современной медицине до 85 процентов детей с онкозаболеваниями доживают до взрослого возраста без рецидивов. При этом примерно каждый третий из них остается бесплодным в результате химиотерапии — к ней чувствительны активно делящиеся стволовые клетки зародышевой линии, которые дают начало гаметам (сперматозоидам и яйцеклеткам. Чтобы дать возможность онкологическим пациентам иметь потомство в будущем, в настоящее время предлагают криоконсервацию зрелых сперматозоидов или яйцеклеток, но до полового созревания они не вырабатываются.
Лаборатория Кайла Оруига (Kyle Orwig) в Питтсбургском университете в течение многих лет занимается разработкой технологии криоконсервации и последующей реплантации стволовых клеток зародышевой линии (гаметогоний). Получив положительные результаты в экспериментах на обезьянах, исследователи приступили к консервации стволовых клеток, забранных путем пункционной биопсии у препубертатных детей с онкозаболеваниями до начала химиотерапии. С 2011 года лаборатория в качестве клинических испытаний сохранила очищенные культуры таких клеток, полученные примерно у тысячи мальчиков.
Одним из них стал Джайвэнь Сюй (Jaiwen Hsu), которому в 11-летнем возрасте поставили диагноз рака кости и начали готовить к химиотерапии. Родители обратились в медцентр Питтсбургского университета и включили его в программу криоконсервации стволовых клеток. Спустя более 10 лет он первым из пациентов с сохраненными клетками обратился за их пересадкой — спермограмма выявила у него предсказуемую азооспермию (отсутствие живых сперматозоидов в эякуляте). Семью он заводить на тот момент не собирался, но хотел узнать, окажется ли эксперимент успешным.
В 2023 году в рамках отдельных клинических испытаний Оруиг с коллегами провел аутологичную трансплантацию суспензии клеток яичка пациента, содержащих сперматогонии. Для этого исследователи воспользовались разработанной ими и испытанной на животных технологией, которая состоит в том, что под контролем УЗИ через основание мошонки вводят иглу в сеть яичка (rete testis, галлерову сеть) — она соединена со всеми семенными канальцами, где происходит образование сперматозоидов — и с помощью этой иглы прицельно доставляют стволовые клетки.
Процедура прошла без осложнений, после нее на УЗИ ткань яичка имела обычную структуру. Уровни тестостерона, фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормонов у пациента были нормальными, однако ингибина Б (маркера сперматогенеза) — низким. Спермограмма через год после пересадки продолжала показывать азооспермию. Оруиг считает, что делать выводы пока рано — в экспериментах на обезьянах сперматозоиды после подобной процедуры удавалось получить лишь в небольших количествах пункционно, но их успешно использовали для зачатия методом экстракорпорального оплодотворения. Сюй, которому сейчас 26 лет, отметил, что вне зависимости от результатов, доволен участием в разработке технологии и благодарен родителям, включившим его в эту программу.
Параллельно с сохранением стволовых клеток зародышевой линии ведутся эксперименты по криоконсервации целостных фрагментов ткани яичка. В январе 2025 года Эллен Госсенс (Ellen Goossens) с коллегами из Брюссельского свободного университета впервые имплантировали пациенту такой фрагмент собственной ткани. Он был забран перед химиотерапией в 10-летнем возрасте и хранился 16 лет. Результаты этого эксперимента пока также оценивать рано.
Статистику собирали в Великобритании
Мишель Камп (Michelle Kamp) из Лондонского королевского колледжа с коллегами провела ретроспективное исследование и пришла к выводу, что около 75 процентов пациентов с большим депрессивным расстройством, принимавших антидепрессанты, ощутили их положительный эффект. В анализ вошли более 19,5 тысячи пациентов с большой депрессией из репозитория UK Biobank, которые когда-либо в жизни принимали хотя бы один из четырех распространенных ингибиторов обратного захвата серотонина: циталопрам, флуоксетин, пароксетин или сертралин. Отвечая на опросник по психическому здоровью, они сообщали субъективные ощущения от этого опыта; исследователи оценивали сопутствующие эффекту факторы. Результаты опубликованы в журнале Psychological Medicine.