Он сам находит место возгорания и сбрасывает на него воду
Производитель вертолетов Sikorsky и компания Rain, разрабатывающая решения для автоматизации тушения пожаров с воздуха, провели в конце апреля в Калифорнии демонстрационные испытания технологии борьбы с природными пожарами с помощью обеспилоченного вертолета. В ходе двухнедельных испытаний вертолет Sikorsky Black Hawk наполнял подвесную емкость водой из резервуара, после чего находил заранее подготовленные очаги возгорания и сбрасывал на них воду, сообщается в пресс-релизе.
С начала 2010-х годов американская компания Sikorsky, входящая в состав корпорации Lockheed Martin, разрабатывает для вертолетов систему автопилотирования под названием MATRIX. Этот программно-аппаратный комплекс относительно легко устанавливается на вертолеты с электродистанционной системой управления, после чего те могут выполнять полеты без участия пилота или с минимальным вмешательством. MATRIX позволяет вертолету самостоятельно взлетать, прокладывать маршрут, облетать препятствия и садиться в незнакомых местах. За прошедшее время система была успешно испытана на созданном на базе Sikorsky S-76 опытном вертолете SARA (Sikorsky Autonomy Research Aircraft), а также на многоцелевых вертолетах UH-60 Black Hawk.
Недавно Sikorsky совместно с американской компанией Rain, специализирующейся на разработке технологий для борьбы с лесными пожарами, продемонстрировали возможное практическое применение беспилотного вертолета под управлением MATRIX. В конце апреля в штате Калифорния прошли испытания автономного тушения природных пожаров с воздуха. Для этого использовался вертолет Black Hawk, оборудованный автопилотом MATRIX с дополнительным программным обеспечением от Rain, спутниковой системой передачи данных, а также тепловизорами и видеокамерами.
Программное обеспечение Rain интегрировано с автопилотом MATRIX и отвечает за обнаружение и отслеживание очага возгорания, разработку плана тушения и навигацию к месту для точного сброса воды. Информация с сенсоров, включая видеопоток с камер, передается на планшет наземного оператора, который контролирует работу и может назначать беспилотному вертолету задачи. К примеру, можно направить вертолет к источнику воды, чтобы наполнить подвесную пожарную емкость, а затем — на поиски очага возгорания. С помощью разработанной системы можно искать очаги пожара, оценивать их размеры, рассчитывать траекторию полета, скорость и высоту с учетом силы и направления ветра, а также определять точный момент для сброса воды.
Испытания проходили на высоте до 1000 метров при порывах ветра до 15 метров в секунду. Вертолет Black Hawk с подвесной емкостью для тушения пожаров объемом 1226 литров на 12 метровом тросе выполнял задачи автономно. Находившиеся в кабине пилоты контролировали ситуацию, но не вмешивались в управление. Воду вертолет набирал из резервуара, установленного в полутора километрах от очагов горения — контролируемо подожженных сухих веток. Общая продолжительность полетов за две недели испытаний составила 24 часа. Во время одной из сессий тушения беспилотный вертолет успешно действовал совместно с вертолетом, пилотируемым человеком, что продемонстрировало возможность безопасных полетов в одной зоне с другими летательными аппаратами.
Беспилотные вертолеты уже не только самостоятельно взлетают, садятся и следуют по маршруту, но могут правильно действовать и в чрезвычайных обстоятельствах. Например, обеспилоченный вертолет компании Skyryse способен самостоятельно сесть в режиме авторотации при отказе двигателя.
Первые поставки запланированы на 2027 год
Новозеландская компания Dawn Aerospace объявила о начале приема заказов на беспилотный ракетный космоплан Aurora, сообщает Space News. Он предназначен для суборбитальных полетов на высоту до 100 километров и может перевозить небольшую полезную нагрузку до 10 килограмм. Продолжительность состояния микрогравитации в верхней точки траектории составит около трех минут. Летательный аппарат взлетает и садится как обычный самолет и может использоваться повторно.