На это указал анализ находок, сделанных у берегов Израиля
Ученые подтвердили, что еще во II тысячелетии до нашей эры олово, добытое на Британских островах, поступало по торговым путям не только в континентальную часть Европы, но и на Ближний Восток. На это, в частности, указали микроэлементный и изотопный анализы артефактов, найденных на месте древних кораблекрушений у берегов современного Израиля. Результаты проведенного исследования опубликованы в журнале Antiquity.
Олово — важный компонент в бронзолитейной металлургии, однако на нашей планете оно встречается гораздо реже, чем медь. По этой причине неудивительно, что древние люди начали широко использовать оловянистую бронзу достаточно поздно. На сегодняшний день самые ранние свидетельства производства этого сплава известны на Балканах и датируются примерно 4650 годом до нашей эры. Однако, по-видимому, в этом случае речь идет о плавке естественной медно-оловянной руды.
Около 3000 года до нашей эры оловянистую бронзу начали изготавливать в Передней Азии, причем в этом регионе не было крупных месторождений олова. Тем не менее небольшие месторождения, которые разрабатывались еще в III тысячелетии до нашей эры, открыты на территории Анатолии. Ближе к концу III тысячелетия этот металл начали добывать в Центральной Азии, а также в Европе — на Британских островах, где около 2200–2100 годов люди активно стали использовать богатые залежи оловянных руд для производства бронзы. Примерно к 1800 году до нашей эры оловянистая бронза стала преобладать на территории Скандинавии и Центральной Европы, а спустя еще несколько столетий и в более южных регионах.
Алан Уильямс (Alan Williams) из Даремского университета совместно с коллегами из Великобритании, Германии, Испании и Италии представил результаты исследования, сосредоточенного на происхождении олова для древних артефактов. Среди прочего, ученые отобрали для микроэлементного и изотопных анализов больше 200 артефактов бронзового и железного веков, в том числе слитков, найденных на месте крушения древних кораблей в районе Британских островов, и Средиземном море. Полученные результаты они также сравнивали с ранее опубликованными данными о химическом составе слитков с нескольких древних кораблей из Восточного Средиземноморья, в том числе со знаменитого Улубрунского корабля, затонувшего у берегов современной Турции около 1300 года до нашей эры.
Исследователи обнаружили, что примерно с 1500–1300 годов до нашей эры британское олово уже попадало в Восточное Средиземноморье. Так, анализы показали, что артефакты, найденные на месте древних кораблекрушений у берегов современного Израиля, идентичны по своему составу с предметами, которые сделаны из металла, добытого на месторождениях в Девоне и Корнуолле на юго-западе современной Англии, а не на рудниках Центральной Азии.
Кроме того, из британского олова были сделаны слитки, которые подводные археологи обнаружили среди груза древнего корабля, затонувшего у южного побережья Франции около 600 года до нашей эры. По данным ученых, эти находки представляют собой первое прямое доказательство о том, что через территорию Франции пролегал торговый путь, по которому олово доставляли из Британии в Средиземноморье. Самые ранние письменные свидетельства этого относятся примерно к 320 году до нашей эры.
Ранее на N + 1 рассказывали о том, как американские ученые исследовали изотопный и микроэлементный состав медных слитков из минойского дворца Агия-Триада. Они пришли к выводу, что, возможно, во II тысячелетии до нашей эры их отлили из меди, добытой на Южном Урале.
Они сохранились на месте крушения конца XII века
Китайские ученые проанализировали находки, собранные во время раскопок средневекового торгового судна «Наньхай № 1», которое затонуло, видимо, в конце XII века нашей эры. Исследователи выяснили, какие напитки и пища были в распоряжении экипажа этого судна. Помимо запасов пресной воды, на борту присутствовали алкогольные напитки и, возможно чай. А из съестных припасов ученые, среди прочего, выявили остатки баранины, свинины и мяса птиц, а также рыбы и растительных продуктов. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Maritime Archaeology.