Самка шимпанзе из заповедника Будонго вытерла пенис самца листьями после спаривания

Местные шимпанзе также практиковали лечение ран и гигиенические процедуры

Зоологи изучили, как представители двух сообществ шимпанзе из заповедника Будонго в Уганде занимаются самолечением, лечат сородичей и практикуют гигиенические процедуры. Исследователи подтвердили предыдущие наблюдения, согласно которым эти приматы обрабатывают собственные раны с помощью пальцев и листьев — а также вытираются листьями после дефекации и копуляции. Кроме того, впервые для заповедника Будонго были описаны случаи, когда шимпанзе обрабатывали раны сородичей — в том числе неродственных. А одна самка вытерла пенис самца листьями после спаривания с ним. Как отмечается в статье для журнала Frontiers in Ecology and Evolution, изучение того, как шимпанзе лечат себя и сородичей и практикуют гигиенические процедуры, может помочь разобраться в зарождении медицины у людей.

Многие животные практикуют самолечение, в частности, поедают определенные растения или насекомых, чтобы избавиться от паразитов. А в некоторых случаях они даже оказывают помощь заболевшим или раненым сородичам. Лучше всего такое поведение задокументировано у человекообразных обезьян. Например, в прошлом году зоологи описали случай, когда дикий самец суматранского орангутана (Pongo abelii) прикладывал к ране на лице пережеванные листья лианы. В результате повреждение быстро зажило. Самолечением занимаются и шимпанзе (Pan troglodytes). В Габоне исследователи наблюдали, как эти приматы обрабатывают собственные раны и раны сородичей насекомыми. А в заповеднике Будонго в Уганде шимпанзе едят кору, листья, разлагающуюся древесину и сердцевину различных растений, обладающих антибактериальными и противовоспалительными свойствами.

Команда зоологов под руководством Элоди Фрейманн (Elodie Freymann) из Оксфордского университета решила больше узнать о самолечении ран, лечении сородичей и гигиенических процедурах у шимпанзе из заповедника Будонго. Исследователи сосредоточили внимание на двух местных сообществах этих приматов: Сонсо (Sonso) и Вайбира (Waibira). Оба они давно привыкли к присутствию зоологов и часто становятся объектами изучения. В ходе исследования Фрейманн и ее коллеги непосредственно наблюдали за шимпанзе в течение двух периодов по четыре месяца. С июня по октябрь 2021 года они работали с Сонсо, а с июня по октябрь 2022 года — с Вайбира. Кроме того, авторы проанализировали записи о поведении шимпанзе из группы Сонсо, собранные с 1993 по 2021 год, и 13806 видео с участием приматов из Будонго, включенных в базу данных Great Ape Dictionary. В выборку также вошли неопубликованные наблюдения о самолечении у шимпанзе из этого заповедника, которые были собраны в ходе опроса приматологов, проведенного в 2021-2022 годах.

В ходе наблюдений за сообществом Сонсо Фрейманн и ее коллеги 12 раз отмечали шимпанзе со свежими ранами. Все они, вероятно, были нанесены в ходе конфликтов внутри группы. В сообществе Вайбира раненые шимпанзе встречались исследователям пять раз. В основном это были самцы, пострадавшие от драк с сородичами. Однако среди них также была молодая самка, которой повредило ногу браконьерской петлей. Эта особь, скорее всего, скончалась от занесенной в рану инфекции.

Основываясь на прямых наблюдениях в 2021-2022 годах и других источниках данных, Фрейманн и ее коллеги выявили 23 случая, когда шимпанзе из Будонго обрабатывали собственные раны (один из таких примеров такого поведения представлен на видео ниже). Особи из сообщества Сонсо облизывали поврежденные участки и прижимали к ним облизанные пальцы, а также целые и пережеванные листья. Представители группы Вайбира прикладывали к ранам облизанные пальцы и целые листья. Кроме того, в Сонсо был зафиксирован один случай, когда шимпанзе попытался самостоятельно снять с себя браконьерскую петлю. Авторы также отметили 10 случаев ухода за собой, не связанных с обработкой ран. В одном из них представитель группы Сонсо подтерся листьями после дефекации. В девяти других самцы и самки вытирали гениталии после совокупления (такое поведение ранее уже фиксировали в Будонго и некоторых других регионах Африки).

Фрейманн с коллегами также описали четыре случая, когда шимпанзе из сообщества Сонсо обрабатывали раны сородичей, причем как родственных, так и неродственных особей. Они были зафиксированы в 2003-2012 годах, то есть до периода прямых наблюдений авторов за группой. В трех из этих случаев шимпанзе облизывали раны сородичей, а в еще одном молодая самка прикладывала к ране матери облизанные пальцы и пережеванные листья. В двух других случаях один шимпанзе помогал другому избавиться от браконьерской нейлоновой петли (ранее похожее поведение уже было описано для этого региона). Кроме того, один раз самка вытерла пенис самца листьями после совокупления с ним.

Результаты исследования свидетельствуют, что шимпанзе из заповедника Будонго регулярно практикуют самолечение ран и некоторые гигиенические процедуры. Кроме того, впервые для этого региона были зафиксированы случаи, когда одна особь обрабатывала раны другой или помогала ей с гигиеной. При этом шимпанзе из Будонго регулярно использовали для обработки ран и гигиенических процедур листья нескольких видов растений, некоторые из которых (Acalypha sp., Alchornea floribunda и Pseudospondias microcarpa) обладают антибактериальными, противогрибковыми, противовоспалительными и анальгезирующими свойствами. В заключение авторы отмечают, что наблюдения за самолечением и лечением сородичей у шимпанзе могут стать ценным источником сведений о происхождении медицины у людей.

Ранее мы рассказывали, как зоологи описали возникновение двух традиций в одной группе шимпанзе из заповедника Чимфунши в Замбии. Первая традиция — ношение травинки в ухе — возникла среди шимпанзе уже во второй раз. На этот раз травинку себе в ухо первым вставил самец по кличке Джума, и вскоре за ним начали повторять несколько других особей. Джума пошел дальше и спустя несколько недель вставил травинку в анус, а другие шимпанзе снова повторили за ним.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Гориллы осознали свое тело как препятствие

Однако не проявляли признаков узнавания себя в зеркале