Важны были только социальные связи с другими самками
Американские антропологи обнаружили, что уровень социальной интеграции диких самок шимпанзе влияет на выживаемость их потомства. Смертность детенышей была ниже у тех самок, которые имели больше социальных связей — даже если у них не было близких родственников, которые помогали с потомством. Работа опубликована в iScience.
У животных, живущих группами, большее количество социальных связей нередко связано со здоровьем, долголетием и репродуктивным успехом. У некоторых приматов — например, у нескольких видов павианов (Papio) и зеленых мартышек (Chlorocebus pygerythrus), — общительность самок влияет даже на выживаемость их потомства: чем сильнее социальные связи матерей, тем больше у детенышей шансов выжить.
Кроме того, само наличие потомства порой делает самок более общительными — по крайней мере, по отношению к другим самкам. Такое ученые наблюдали у павианов. Это, вероятно, связано с тем, что самки некоторых приматов неравнодушны к чужому потомству, взаимодействуют с ним и даже могут защищать. Таким образом, это может работать и в обратную сторону, и тогда связь матери с другими самками обеспечит потомству больше преимуществ и увеличит его шансы на выживание. Впрочем, работает это не для всех. Детеныши исполинских кенгуру (Macropus giganteus) и желтобрюхих сурков (Marmota flaviventris) напротив, имеют больший риск смерти, если их матери более социальны. По всей видимости, в некоторых случаях риски высокой социальности во время беременности и материнства перевешивают плюсы.
Команда ученых под руководством Джозефа Фельдблума (Joseph T. Feldblum) из Университета Дьюка решила выяснить, как уровень социальности самок диких восточных шимпанзе (Pan troglodytes schweinfurthii) влияет на выживаемость их потомства. Самки восточных шимпанзе формируют социальные связи с другими самками, чтобы совместно добывать пищу и защищать территорию, а иногда и с самцами — возможно, чтобы они могли защитить их детенышей от других особей. Для анализа ученые использовали данные, собранные за 37 лет наблюдений за этими приматами в Национальном парке Гомбе.
Выяснилось, что детеныши тех самок, у которых было больше социальных связей с другими самками в течение года до рождения потомства, чаще доживали до года и до пяти лет. Так, вероятность детенышей выжить в первый год жизни достигала 95 процентов, если их матери поддерживали вдвое больше среднего социальных связей. А если связей у самок было вдвое меньше среднего, выживаемость их потомства составляла 74,9 процента. Свои социальные связи самки обычно сохраняли и после родов. Самые прочные связи они часто устанавливали с родственницами (если они были), однако напрямую на выживаемость потомства присутствие родственниц не влияло. У большинства самок из исследования и вовсе не было близких родственниц в группе, однако выживаемость их потомства по-прежнему зависела от социальности матерей.
Социальные связи самок с самцами на выживаемость потомства не влияли. Кроме того, эти связи не были устойчивыми: до родов самки могли общаться с одними самцами, а после — с другими. Авторы допустили, что социальные связи самок могут влиять на выживаемость их потомства напрямую — благодаря тому, что более общительные самки создают больше коалиций для решения общих задач. Но возможно, и социальная интеграция самок, и высокая выживаемость их потомства — следствие их изначально хорошей приспособленности, которая позволяет им вкладываться как в общение, так и в заботу о детенышах.
Недавно ученые выяснили, что самки павианов живут дольше, если растут рядом с отцом.
И обошлись без агрессии
Команда исследователей из США под руководством Молли Скотт (Molly Scott) описала случай совместного кормления тигровых (Galeocerdo cuvier) и длиннокрылых акул (Carcharhinus longimanus). Рыб заметили утром 9 апреля примерно в 10 километрах от западного побережья острова Гавайи возле большого куска сильно разложившейся плоти (вероятно, остатки полосатика). В момент обнаружения тушей лакомились две длиннокрылые акулы, а в течение десяти минут к ним присоединились еще две особи. В течение следующего часа приплыли две тигровых акулы, а две длиннокрылых — уплыли. Ученые до вечера дрейфовали вместе с тушей и наблюдали, как акулы обоих видов то появлялись в зоне наблюдения и питались самой тушей или упавшими объедками, то исчезали из нее.