И одну местную женщину
Палеогенетики секвенировали ДНК трех человек, похороненных у стен средневекового Болгара в XIV веке нашей эры. Ученые определили, что останки принадлежали двум мужчинам и одной женщине. Первые двое оказались генетически близки к армянам, в то время как женщина относилась к популяции, близкой к местным финно-угорским народам. Результаты исследования опубликованы в Вавиловском журнале генетики и селекции.
В юго-западной части Татарстана находятся остатки древнего и средневекового города Болгар (Булгар), основанного не позднее X века нашей эры. На протяжении своей истории этот город играл важную роль в качестве административного и торгово-ремесленного центра сначала Волжско-Камской Булгарии, а затем и Золотой Орды, причем и в том, и в другом государстве Болгар некоторое время выступал в качестве столицы.
Болгар представлял собой полиэтнический город. Помимо тюркоязычных племен, пришедших на Волгу из степной зоны, там проживали финно-угорские племена, а также, по-видимому, люди со славянским происхождением. Кроме того, выгодное географическое положение города и его важная торговая роль привлекали людей и из других регионов. Например, хорошо известно, что в непосредственной близости от укреплений Болгара располагалась армянская колония с храмом (так называемая Греческая палата) и некрополем.
Татьяна Андреева (Tatiana Andreeva) из Научно-технологического университета «Сириус» вместе с коллегами представила результаты генетического анализа останков из средневекового Болгара. Ученые сосредоточили свое внимание на захоронениях, раскопанных еще в 1940-х годах у так называемой Греческой палаты. Из материалов этих раскопок они отобрали зубы трех человек, умерших, по-видимому, в первой половине XIV века нашей эры.
Генетики определили, что один зуб принадлежал женщине, которая была носительницей митохондриальной гаплогруппы A+152+16362. По данным исследователей, эта материнская линия в основном встречается в популяциях Восточной Азии, а также среди коренных американцев. Что касается современных европейцев, то чаще всего митохондриальная гаплогруппа A встречается у поволжских татар и башкир, в популяциях которых ее доля достигает не более 3,6 процента. Анализ ядерного генома этой женщины говорит о том, что, скорее всего, она происходила из местных финно-угорских племен Волго-Уральского региона или тюркоязычного населения, в этногенезе которого участвовали более древнее местное население.
Напротив, оба мужчины, по всей видимости, были мигрантами или приезжими торговцами. Ученые определили у них митохондриальные гаплогруппы I5c3 и H78, а также Y-хромосомные гаплогруппы R1b1a1b1 и G2a2b1a1. Исследование ядерного генома (в дополнение к анализу упомянутых однородительских маркеров) указало на то, что эти мужчины похожи на представителей современных популяций Армении и Турции. Более того, они близки к носителям куро-аракской археологической культуры, которая существовала в бронзовом веке на Кавказе и прилегающих территориях.
Примечательно, что задолго до появления методов палеогенетики антропологи отмечали сходство мужских черепов из так называемой Греческой палаты с черепами современных армян, в то время как женские демонстрировали сходство с представителями финно-угорских народов. В целом полученные результаты согласуются с данными о том, что заметную часть населения Болгара составляли мигранты или приезжие торговцы армянского происхождения, которые, вполне возможно, заключали браки с местными женщинами. Однако, заключили авторы статьи, чтобы окончательно подтвердить последний тезис, необходимо расширить выборку и выявить потомков смешанных союзов.
Ранее на N + 1 рассказывали о том, как генетики нашли предков мадьяр, которые пришли в Центральную Европу в конце IX века нашей эры. Подробно об этом можно прочитать в нашем материале «С Урала на Дунай».
Идею о том, что так птицы наказывают людей за недостаточное вознаграждение, орнитологи сочли сомнительной