В палеолитическом пещерном святилище впервые нашли голубые краски

Их раскопали в Каповой пещере

Российские исследователи сделали неожиданное открытие, когда работали с материалами из Каповой пещеры. Они обнаружили, что люди эпохи верхнего палеолита пользовались красками голубых оттенков, когда посещали это пещерное святилище. Такие пигменты раньше еще не выявляли в пещерах, в которых рисовали палеолитические художники, сообщается на сайте МГУ.

На территории Европы, от Пиренейского полуострова до Южного Урала, находится несколько сотен пещер, в которых археологи обнаружили различные рисунки, созданные в эпоху верхнего палеолита. Подавляющее большинство этих памятников, которые, по-видимому, представляют собой древние святилища, расположены в одном регионе — во Франко-Кантабрии, то есть на севере Испании и юге Франции (подробно о них можно послушать в нашем подкасте).

В России открыто всего лишь три подобных пещеры: Игнатиевская, Серпиевская-2 и Капова. Самые яркие произведения находятся в Каповой пещере (она же — Шульган-Таш), которая расположена в Бурзянском районе Республики Башкортостан. С конца 1950-х годов археологи обнаружили в ней множество разнообразных изображений, включая фигуры мамонтов, лошадей, носорога и даже верблюда. Исследования материалов из этого памятника показали, что древние люди, создавшие художественные произведения, посещали пещеру примерно между 19,6 и 16 тысячами лет назад.

Экспедиции регулярно продолжают работать в Каповой пещере и сегодня, что приносит свои плоды. Так, исследователи из Южно-Уральской археологической экспедиции, которую возглавляет Владислав Житенёв (Vladislav Zhitenev) из МГУ, рассказали о нетривиальном открытии, сделанном на этом памятнике. Археологи впервые обнаружили, что люди эпохи верхнего палеолита пользовались красками голубых оттенков, когда рисовали в пещерных святилищах.

Так, среди материалов, раскопанных у стен Каповой пещеры, студенты обнаружили минеральные краски нежно-голубого и небесно-голубого цветов разной консистенции: жидкой, мягкой и пастообразной. Пока исследователи еще не определили, какое сырье древние люди использовали для изготовления этих красок, а тем более — где они его добыли. Возможно, речь идет, например, об азурите (медной лазури) или родусите, но, по словам Житенёва, это станет понятно лишь после того, как свое заключение сделают минералоги.

Находки из Каповой пещеры меняют представления исследователей, что люди эпохи верхнего палеолита использовали в святилищах только краски красного, черного, а также желтого и оранжевого цветов. Правда, изредка краски синего, зеленого, фиолетового, розового и белого цветов встречались на обычных стоянках древних охотников-собирателей, где они занимались повседневными делами. Например, пигменты синего и зеленого цветов ученые выявили на фигурках, раскопанных на известном памятнике Мальта, который находится в Иркутской области. Пятна этих, а также красного, белого и фиолетового цветов, присутствовали и в культурном слое этой стоянки.

Некоторые синие краски, сделанные людьми даже в исторические времена, вызывают большой интерес у ученых из-за их редкости или высокой ценности. Например, недавно на N + 1 рассказывали, как исследователи обнаружили на египетской картине так называемый библейский синий — пигмент, который получали из секрета желез морских моллюсков. А неподалеку от древнего поселения Вольсинии нашли кусок ультрамарина, который очень редко встречается в древнеримских росписях.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Омские археологи два года носили браслет с бусиной из бивня мамонта

Это был археологический эксперимент