Это меняет представления об условиях их симбиоза с протеобактериями
Благодаря секвенированию и анализу новых геномов, ученым из США удалось воссоздать детали метаболизма асгардархей — потенциальных предков эукариотов. Результаты этой работы, опубликованной в Nature, говорят в пользу того, что они могли лучше переносить присутствие кислорода, чем это считалось ранее. Это, в свою очередь, делает более правдоподобной их встречу с с кислородолюбивыми альфапротеобактериями — будущими митохондриями, симбиоз с которыми и положил начало эукариотам.
Современная симбиотическая теория происхождения эукариотов предполагает, что они возникли, когда древняя архея «приютила» протеобактерию — будущую митохондрию, научившуюся эффективно использовать кислород для получения энергии. Самыми близкими кандидатами на роль хозяина считаются асгардархеи, а среди них — класс Heimdallarchaeia. Однако до сих пор неясно, были ли они строго анаэробными микробами, или уже кислородоустойчивыми. Недавние работы приводят доказательсва в пользу того, что предковые археи были строго анаэробными. Но если это принять, остается непонятным, как два предковых микроорганизма оказались в непосредственной близости, учитывая, что один из них живет в среде с кислородом, а другой его не переносит. До последнего момента геномов линий, наиболее близких к предполагаемому архейному предку, было недостаточно для того, чтобы уверенно реконструировать портрет этого предка.
Группа ученых под руководством Бретта Бейкера (Brett Baker) из Техасского университета в Остине провела крупномасштабное метагеномное секвенирование морских отложений, собранных около побережий Китая и Эквадора и в итоге собрала 404 новых генома асгардархей. Это значительно расширило существующую коллекцию: помимо прочего авторы добавили в нее 136 новых представителей Heimdallarchaeia и даже предложили новый класс Ranarchaeia.
Они сравнили географию и условия находок асгардархей и обнаружили, что часть Heimdallarchaeia приспособлена к жизни в переменно кислородных местообитаниях и даже соседствует с современными протеобактериями.
Также при реконструкции геномов Heimdallarchaeia ученые обнаружили множество разных [NiFe]-гидрогеназ и выделили 19 новых подгрупп этих ферментов. В сценариях происхождения эукариотов водород часто рассматривается как «энергетическая валюта» раннего симбиоза между архейным хозяином и бактериальным предком митохондрий. Поэтому состав и устройство гидрогеназ у ближайших родственников эукариотов напрямую влияют на то, каким мы представляем себе их метаболизм — зависимым от симбиоза или скорее автономным. Некоторые из обнаруженных комплексов по архитектуре сближаются с комплексом I дыхательной цепи, что указывает на теоретическую возможность сопряжения водородного обмена с созданием мембранного протонного градиента.
Дополнительно в тех же геномах обнаружили гены белков, характерных для аэробного образа жизни, например ряд компонентов цепи переноса электронов (комплексы I, III и IV) и ферменты, нейтрализующие активные формы кислорода. Это свидетельствует в пользу того, что, в отличие от большинства других асгардбактерий, Heimdallarchaeia — не строгие анаэробы, а организмы с потенциально гибридным метаболизмом: они могли участвовать в водородном обмене, но при наличии кислорода — использовать и его как конечный акцептор электронов.
Таким образом, союз потенциальных предков эукариотов с протеобактериями мог быть не вынужденной мерой по спасению строгих анаэробов в кислородном мире, а более гибким взаимодействием кислородотолерантных организмов и аэробов-профессионалов.
Эукариоты сформировались чуть меньше двух миллиардов лет назад, и детали их происхождения до сих пор являются предметом оживленных научных споров. Так, по мнению некоторых ученых, в истории появления эукариотов был не один симбиоз, а два. Более подробно про эту теорию можно почитать в нашем материале.
Лучшие снимки конкурса European Wildlife Photographer of the Year 2025
24 октября German Society for Nature Photography (GDT) объявило победителей ежегодного конкурса European Wildlife Photographer of the Year, который существует уже четверть века. На этот раз жюри отметило 107 работ в восьми категориях и четырех специальных номинациях. Посмотрите на лучшие снимки этого года.