Кто обеспечивал города продовольствием
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Как появлялись и росли города в Средневековье? Что позволило им достичь экономического успеха и почему в них почти невозможно было потеряться? В книге «Как выжить в средневековом городе. Заработать на хлеб, уйти от правосудия и замолить грехи» («Манн, Иванов и Фербер») историк-медиевист Анастасия Паламарчук рассказывает, какие стереотипы о городской культуре того времени не имеют ничего общего с реальностью и как она выглядела на самом деле. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как города защищались от угрозы голода.
В теле города было одно крайне уязвимое место, настоящая ахиллесова пята: город не мог прокормить себя сам. Коммуна изготовляла орудия производства, вещи для повседневного быта и предметы роскоши, зарабатывала и накапливала деньги — но не могла обеспечить себе пропитание. Несмотря на то, что многие горожане держали в домах мелкий скот и птицу, этого было недостаточно, чтобы накормить всех обитателей, в том числе духовенство, монахов, бедняков, студентов, паломников, приезжих и так далее. Ремесленному производству требовалось сырье — шерсть, лен, кожа, дерево, металл, а также уголь и воск. Словом, город остро нуждался в деревенской округе, и без поставок всех перечисленных товаров жизнь на его улицах быстро замерла бы. С другой стороны, города представляли собой устойчивые рынки сбыта, поддерживавшие экономику сельской местности, и были постоянными центрами экономического притяжения в регионах. Поэтому неудивительно, что по мере своего роста города стремились распространить свое влияние на близлежащую сельскую местность и контролировать ее. В различных регионах Европы города достигали успеха разными способами и в разной степени. Так, в Англии и Франции притязания городов поддержала королевская власть, гарантировав им право закупать сельскохозяйственную продукцию и сырье в окрестных деревнях. В Северной и Центральной Италии независимые коммуны достигли максимальных успехов в приобретении близлежащих территорий («контадо») и к концу Средневековья стали центрами полноценных княжеств. На территориях Священной Римской империи разыгрывались разные сценарии: одни города распространяли свой контроль лишь на так называемую Bannmeile — полосу шириной в одну милю, на которой иноземные купцы не имели права предлагать свой товар, а городские торговцы, напротив, обладали монополией. Ряду крупных городов — Базелю, Гамбургу, Бремену — удалось аккумулировать за пределами своих стен значительное количество обрабатываемых земель. Самой внушительной площадью владений обладал Нюрнберг — 66 квадратных километров сельской местности, подчиненной городу, обеспечивали его жителей сырьем и пропитанием. В пределах контролировавшихся городом земель горожане могли владеть участками земли, на которых выращивали сельскохозяйственную продукцию или держали скот.
Наряду с пожарами и эпидемиями голод всегда оставался реальной угрозой для городской жизни. Главным продуктом, необходимым для пропитания общины, было, конечно, зерно. Поэтому каждому городу было критически важно обеспечить для себя устойчивые связи с теми регионами, где выращивались зерновые культуры. В лучшем положении оказывались города, распложенные на плодородных равнинах Англии, Центральной Европы и Италии. Зерно редко хранили дольше, чем до следующего урожая. В те регионы, где климат или почвы были менее пригодны для выращивания зерновых, хлеб и прочие товары привозили по рекам и дорогам, но его цена возрастала из-за взимавшихся в портах и у мостов таможенных пошлин. В каждом городе объем этих пошлин строго фиксировался, а назначаемые сборщики пошлин имели подробные инструкции, какой товар и в каком объеме облагался налогом. Сложнее всего было обеспечить себя самым крупным городам: так, в Венецию зерно подвозили через Адриатику с хорватского побережья; Лондон и Париж, мегаполисы своего времени, требовали огромных по тем временам межрегиональных поставок.
Для того чтобы даже самые бедные жители могли позволить себе минимальное пропитание — ломоть хлеба, городские власти старались контролировать цены на зерно, привезенное на городские рынки. Закупать товар у мелких производителей позволялось гильдиям скупщиков, которые, к тому же, должны были мерить количество привозимого в город зерна:
Нужно приказать всем комиссионерам по покупке-продаже зерна, что, если они услышат или увидят, что чужие лица осмеливаются скупать зерно и опять продавать его здесь, в городе, с целью наживы, то они, комиссионеры, обязаны сказать этим людям, что подобного рода торговля запрещена и что они должны немедленно увозить то, что купили на рынке или в другом месте <…> Нужно также приказать комиссионерам, что, если они узнают, что кто-либо в городе — монастырь ли или кто-либо иной — хочет оптом продать имеющееся у него зерно, то они должны известить об этом старшину по скупке зерна на тот случай, что, быть может, город пожелает купить часть этого зерна, чтобы предотвратить в будущем нужду в хлебе. Чего город не захочет купить, то может быть свободно продано.
Устав еженедельного рынка в городе Страсбурге, 1491
Одновременно городские власти защищали право местных производителей представить свой товар на городском рынке:
Каждому должна быть дана возможность самому продавать свое зерно. [Комиссионеры] <…> не должны мешать никому отвозить зерно на рынок, будет ли то пшеница, рожь, ячмень, овес, бобы, горох, чечевица, подсолнухи, горчица, орехи или что-нибудь другое, ограничиваясь лишь взиманием сбора за то, что смерили зерно… Они не имеют права назначать цены за зерно — высокие или низкие — и давать продавцам указания, как себя держать. Пусть каждый свободно ходит со своим товаром по рынку.
Устав о комиссионерах по покупке-продаже зерна. Страсбург, 1416
Говоря о средневековых рынках, важно помнить, что привычная для капиталистического общества свободная конкуренция в средневековом городе отсутствовала. Ремесленные цехи обладали монополией на производство того или иного вида продукции, купеческие гильдии контролировали торговлю определенным товаром. И те и другие стремились максимально ограничивать присутствие чужеземцев на внутреннем городском рынке, и соответствующие привилегии закреплялись в цеховых уставах и хартиях, дарованных королем или сеньором. Сама организация рынков и правила торговли оговаривались вплоть до мелочей. Таким образом община средневекового города воплощала свойственные той эпохе представления о справедливой торговле.
На городском рынке торговали, разумеется, не только зерном, но и всеми необходимыми товарами и продуктами питания. Основным торговым днем было воскресенье, что нередко вызывало гнев моралистов-клириков: вместо того чтобы отправиться в храм на богослужение, многие слабые духом люди целый день проводили за куплей, продажей и развлечениями.
Составленный в XIV столетии сборник проповедей Fasciculus morum («Собрание нравов») Fasciculus morum: a fourteenth-century preacher’s handbook / Ed. By S. Wentzel. Pennsilvania, 1989. P. 559
Подробнее читайте:
Как выжить в средневековом городе. Заработать на хлеб, уйти от правосудия и замолить грехи / Анастасия Паламарчук. — Москва : МИФ, 2026. — 224 с. : ил. — (Страшно интересно).