Заражались игрой чаще всего молодые особи, а грумингом — близкие
Зоологи из Великобритании обнаружили, что поведенческое заражение у шимпанзе выходит за рамки почесываний и агрессии: приматы могут заражаться и дружеским поведением — грумингом и игрой. Наблюдение за обезьянами из заповедника Чимфунши показало, что они чаще затевали игру или груминг, если перед этим видели, как этим же занимаются их сородичи. Статья опубликована в PLoS One.
Эмоциональное или поведенческое заражение нередко встречается среди социальных животных. Так, люди и некоторые другие животные начинают зевать, когда видят, как зевают другие. Еще заразиться можно зудом или, например, бдительным поведением. Часто исследования поведенческого заражения сосредоточены на неприятных стимулах — как в случае зуда. Но бывает, что животные копируют друг у друга игру или груминг. Молодые вороны, например, с большей вероятностью начинают играть, когда наблюдают игру сородичей. При этом игра может быть другой — то есть заражаются птицы, возможно, чем-то вроде игривого настроения. А самки маготов, посмотрев на сородичей, начинают заниматься аутогрумингом.
Джорджия Сандарс (Georgia Sandars) и ее коллеги из Даремского университета обнаружили, что заражаться игрой и грумингом могут и шимпанзе. Они наблюдали за группой обезьян из питомника обезьян Чимфунши с конца мая по конец июля 2021 года и записывали поведение отдельных особей в течение пяти минут после того, как те видели своих сородичей во время игры или занятия грумингом. Также они фиксировали поведение тех же обезьян в ситуациях, когда они не были наблюдателями игры или груминга, но остальной контекст был схож. Затем ученые сравнивали, с какой частотой эти особи инициируют груминг или игру в обоих условиях.
Шимпанзе чаще начинали играть или инициировали груминг после того, как заставали за этим других членов группы, то есть, судя по всему, демонстрировали поведенческое заражение. Эффект наблюдался независимо от пола или ранга обезьян. При этом игрой чаще заражались детеныши от 3 до 7 лет, которые в целом играют больше. А заражение грумингом зависело от близости отношений между наблюдателем и особями-демонстрантами. Чем сильнее были диадические отношения между ними, тем больше была вероятность заражения. Также ученые обнаружили, что заражение игрой наступало быстрее, чем заражение грумингом: в первом случае медианная задержка составляла 18 секунд, а во втором — 77 секунд.
Ученые отметили, что заражение грумингом между близкими особями может происходить из-за ревности: когда шимпанзе наблюдает, как его близкий социальный партнер занимается грумингом с кем-то другим, он может захотеть иницировать груминг сам. Однако пока это предположение спекулятивно.
Ранее ученые выяснили, что мышам заражаться от сородичей зудом помогает обоняние и физический контакт. Заражения не наступало, если мыши просто смотрели видео или страдали аносмией.
Эти птицы определяют местоположение по наклонению и склонению геомагнитного поля Земли
Перелетные птицы способны определять местоположение в пространстве, основываясь на значениях двух параметров геомагнитного поля — магнитного наклонения и магнитного склонения. К такому выводу орнитологи пришли после серии экспериментов с тростниковыми камышовками, которых поймали осенью на озере Нойзидлер-Зе в Австрии. Под влиянием естественного магнитного поля эти птицы пытались лететь на юго-юго-восток — что соответствует их обычному направлению миграции в этом месте и в это время года. Однако когда камышовок помещали в магнитное поле, наклонение и склонение которого соответствовали российскому городу Нефтекамск, пернатые начинали двигаться на западо-юго-запад, как если бы действительно оказались в Нефтекамске. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B.