Мясо наземных животных, похоже, они почти не ели
Биоархеологи проанализировали изотопный состав останков древних охотников-собирателей-рыболовов, которых больше восьми тысяч лет назад похоронили в Оленеостровском могильнике на одном из островов Онежского озера. Исследователи определили, что рацион этих людей в основном состоял из растительной пищи, пресноводной рыбы и, возможно, мяса водоплавающих птиц. При этом наземная дичь, судя по анализам, не играла значимой роль в пропитании популяции. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.
В северной части Онежского озера, на Южном Оленьем острове, располагался крупнейший на севере Европы могильник эпохи мезолита, получивший название Оленеостровский. Как минимум с начала XX столетия рабочие находили на этом острове человеческие черепа и кости, когда разрабатывали карьеры с известняком. Однако только в 1930-х годах археологи пришли и обследовали эту территорию, выявив огромное количество древних захоронений. В общей сложности они раскопали 141 могилу, в которой покоились по меньшей мере 177 человек, похороненных вместе с более чем семью тысячами различных предметов. По оценкам специалистов, до разрушений могильник мог насчитывать примерно 400 захоронений.
Оленеостровский могильник, по-видимому, использовался для захоронений весьма непродолжительное время. Радиоуглеродный анализ находок показал, что самые ранние могилы соорудили примерно 8340–8200 лет назад, а самые поздние — около 8125–7935 лет назад. Памятник относится к самому суровому глобальному похолоданию эпохи голоцена, которое произошло приблизительно 8200 лет назад. Хотя могильник использовался относительно недолгое время, исследователи обнаружили в нем разные типы захоронений, причем практически все погребенные, похоже, родились недалеко от места, где их впоследствии похоронили.
На этот раз Ребекка Экельманн (Rebekka Eckelmann) из Хельсинского университета вместе с коллегами из Великобритании, России, США, Финляндии и Чехии сосредоточила свое внимание на рационе древних людей, похороненных в Оленеостровском могильнике. Для этого они собрали опубликованные и новые данные по изотопному составу азота и углерода в коллагене из зубов и костей, проанализировали изотопный состав биоапатита в зубной эмали десяти человек и исследовали отдельные аминокислоты, выделенные из зубов шести человек. Для сравнения биоархеологи изучили кости и зубы найденных на этом памятнике млекопитающих, птиц и рыб.
В общей сложности ученые получили данные о рационе примерно 60 человек, которые указали на то, что практически у всех индивидов питание было схожим. При этом результаты оказались достаточно неожиданными. Согласно модели, рацион людей из Оленеостровского могильника в среднем состоял на 55 процентов из наземных растений, на 40 — из пресноводных или морских продуктов и лишь на 5 процентов — из наземной дичи, что удивительно мало для охотников-собирателей-рыболовов, проживавших в эпоху мезолита в бореальных лесах. Если рассматривать только белковую пищу, то примерно 70 процентов они получали из пресноводных или морских ресурсов, 20 — из растений и 10 — из наземной дичи.
Полученные результаты ставят несколько вопросов. Помимо низкой доли мяса наземных животных в рационе, ученые обратили внимание на крайне высокий вклад растительной пищи для севера Европы. Эти данные не соответствуют и этнографическим наблюдениям за северными народами, которые вели традиционное хозяйство. Авторы статьи пишут, что на растительную пищу у них приходилось около четверти рациона. Таким образом, или модель не учитывает какие-то важные факторы, или этнографы недооценивали важность растительной пищи для северных охотников-собирателей-рыболовов.
Кроме того, биоархеологи подробно остановились на причинах, по которым в зубах и костях древних людей из Прионежья наблюдались высокие значения δ15N — соотношения тяжелого (азот-15) и легкого (азот-14) изотопов азота. Исследователи рассмотрели несколько вариантов, включая потребление морской рыбы и мяса морских млекопитающих. Однако маловероятно, что эти люди регулярно мигрировали к Белому или Балтийскому морю, где питались такими продуктами.
Также нет данных о том, что охотники-собиратели-рыболовы из Прионежья активно охотились на мигрирующих птиц, которые в свою очередь сами питались морской рыбой, а, следовательно, регулярное потребление их мяса могло повысить уровень δ15N. Отсутствуют и какие-либо сведения о том, что эти люди питались мясом кольчатых нерп. До сих пор нет доказательств, что в Онежском озере существовала отдельная популяция тюленей, подобно Ладожскому озеру или финскому озеру Сайме. Ученые — по крайней мере пока — предполагают: высокий уровень δ15N связан с тем, что доисторические люди из Оленеостровского могильника употребляли в пищу большое количество пресноводной рыбы, пойманной в озере, а также, возможно, мяса водоплавающих птиц.
Во время раскопок Оленеостровского могильника археологи обнаружили множество подвесок, сделанных в основном из зубов и костей животных. При этом более детальный анализ находок продемонстрировал, что в качестве материала для некоторых украшений древние люди использовали и человеческие останки. Помимо этого, внимательное исследование самих погребенных из этого памятника показало, что еще в эпоху мезолита они умели проводить хирургические операции. По крайней мере на это указали останки женщины, которой при жизни вырезали моляр вместе с кусочком челюсти.
Останкам около 773 тысяч лет
Палеоантропологи и археологи представили останки архаических людей, раскопанные в разные годы в Касабланке в пещере Гоминид. Ученые обнаружили там целую и фрагментированные нижней челюсти, обломок бедренной кости, позвонки и изолированные зубы гоминин, живших примерно 773 тысячи лет назад. По данным исследователей, опубликованным в журнале Nature, представители этой очень древней популяции хорошо подходят на роль последних общих предков всех сапиенсов, неандертальцев и денисовцев.