Его белки сохранились в зубном камне
Исследователи проанализировали состав зубного камня, сохранившегося у индивидов, останки которых раскопали на крупных скифских памятниках Мамай-Гора и Бельское городище. Ученые обнаружили, что в камне шести человек до наших дней сохранились белки, указывающие на то, что они употребляли молоко или молочные продукты, полученные в основном от жвачных животных, а в одном случае — от лошади. О том, что скифы пили кобылье молоко, писал в своем труде «История» Геродот. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.
В I тысячелетии до нашей эры, то есть в раннем железном веке, на обширных пространствах Евразийской степи и соседней лесостепной зоны, от Нижнего Подунавья до Южной Сибири, существовали культуры так называемого скифо-сибирского мира. Главным образом их объединяет схожее вооружение, элементы конской узды и звериный стиль искусства.
В первую очередь под скифами понимаются племена, населявшие южную часть Восточной Европы, которым посвятил заметное место в своем сочинении «История» знаменитый греческий автор Геродот, причем некоторые сведения «отца истории» впоследствии подтвердились археологическими находками. Например, он писал, что классические скифы изготавливали вещи из человеческой кожи, снятой с мертвых врагов, а также умерщвляли множество слуг и лошадей при похоронах царя, а затем устанавливали мертвых «всадников» на кургане. Оба сообщения греческого автора не так давно нашли вероятные подтверждения.
На этот раз ученые сосредоточили свое внимание не на жестоких обрядах скифов, а на их питании. Так, коллектив из Австрии, Германии, США, Украины и Швейцарии во главе с Шеваном Вилкиным (Shevan Wilkin) из Цюрихского университета обратился к палеопротеомному анализу зубного камня древних людей, останки которых раскопали на двух крупных памятниках, охватывающих период примерно с 700 по 200 год до нашей эры. Первый — это огромное Бельское городище, расположенное в Полтавской области. Оно представляет собой очень крупный комплекс из нескольких поселений, могильников и прочих типов памятников, основная часть которых обнесена мощными укреплениями общей длиной 34 километра. Второй памятник — расположенный в Запорожской области могильник Мамай-Гора, в котором обнаружили сотни захоронений разных эпох, включая скифское время.
В общей сложности исследователи отобрали для анализа 43 зуба (21 — из Бельского городища, 22 — из Мамай-Горы), которые принадлежали 28 людям (16 — из Бельского городища, 12 — из Мамай-Горы). Однако далеко не во всех из них сохранились пригодные для исследования фрагменты белков. Так, после отсева ученые оставили для дальнейшей работы всего 15 зубов от 11 человек (6 — из Бельского городища, 5 — из Мамай-Горы), но и не во всех этих образцах присутствовали белки, которые указывали бы на рацион людей.
Тем не менее в зубном камне шести человек (по три из каждого памятника) ученые выявили белки, указывающие на то, что скифы употребляли в пищу молоко или молочные продукты. Подавляющее большинство из определенных последовательностей оказалось характерно для молока жвачных животных: коров, коз или овец. Единственным исключением выступил образец, взятый у человека из Бельского городища, в зубном камне которого исследователи выявили бета-лактоглобулин-1 — свидетельство того, что он пил кобылье молоко или употреблял продукты из него.
Тем самым полученные данные, пишут авторы статьи, говорят о том, что молоко или молочные продукты являлись важным продуктом питания для скифов, который выступал источником воды и питательных веществ, причем постоянным и возобновляемым. Помимо прочего, полученные результаты также представляют собой первое биомолекулярное свидетельство того, что скифы употребляли кобылье молоко или его производные. По словам исследователей, это согласуется с историческими сведениями о том, что эти люди использовали лошадей не только в качестве транспортного средства, боевой единицы и источника мяса, но и получали от них молоко. Причем, согласно Геродоту, скифы употребляли не только сырое кобылье молоко, но и, видимо, алкогольный кисломолочный напиток, похожий на кумыс.
Первоначально древние люди, одомашнившие диких лошадей, рассматривали их в первую очередь как источник мяса, а затем — тягловой силы. Подробно о том, когда, где и кто начал заниматься коневодством, читайте в нашем материале «По коням».
Его замурованные останки лежат в итальянской пещере
Испанские и итальянские палеоантропологи во главе с Карлосом Лоренсо (Carlos Lorenzo) из Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции (IPHES) и Джорджио Манци (Giorgio Manzi) из Римского университета Ла Сапиенца впервые описали строение полости носа архаичного человека из памятника Ламалунга. Они проанализировали цифровую модель части черепа раннего неандертальца, построенной по высококачественным фотографиям и снятым с помощью зондов видео, так как останки этого индивида до сих пор замурованы в натечные образования в итальянской пещере. Исследователи пришли к выводу, что носовая полость этого индивида мало чем отличалась от таковой у людей современного анатомического типа. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, по крайней мере у популяции ранних неандертальцев, к которой принадлежал индивид из окрестностей Альтамуры, отсутствовали адаптации носа к условиям европейского холодного климата, которые гипотетически предполагались для «классических» неандертальцев.