Они часто делали это во время груминга
Ученые из Германии, Испании и Эквадора обнаружили поведенческое заражение зудом у диких капуцинов Cebus aequatorialis, которое почти в половине случаев происходило во время груминга. Однако исследователям не удалось выяснить, какие особи заражаются и заражают сильнее и от каких факторов это зависит. Работа опубликована в American Journal of Primatology.
Хотя поведение не болезнь, им тоже можно заразиться. Будь то зевота или моргание — многие животные не могут удержаться и не повторить за сородичем. Впрочем, для такого заражения часто важны условия. Например, к зевоте больше восприимчивы взрослые особи у людей и шимпанзе. Также роль может играть близость между особями — люди, шимпанзе и бонобо чаще заражаются зевотой от знакомых или друзей, чем от незнакомцев. Есть и другие действия, которые могут быть заразительными. Например, груминг у нескольких видов приматов, игра и смех — у приматов и птиц, зуд — у приматов и мышей. При этом в одном исследовании мыши начинали чесаться, смотря видеозаписи, а в другом — только будучи в непосредственной близости от сородича с зудом.
Команда ученых во главе с Нурией Хассина Ханнауи (Núria Hassina Hannaoui) из Университета Жироны исследовала, заражаются ли поведением друг друга капуцины Cebus aequatorialis из Эквадора, и при каких условиях. В течение полугода исследователи наблюдали за шестнадцатью капуцинами из одной группы в заповеднике La Hesperia. В исследование не включили шесть младенцев-капуцинов из той же группы, четыре из которых родились в разгар наблюдений. Перед началом наблюдений ученые выдвинули ряд гипотез. Они ожидали увидеть заражение зевотой и зудом у приматов, на вероятность которого должны были — согласно предыдущим исследованиям на других видах — влиять пол, возраст, сила социальных связей каждого из партнеров, а также их комбинации, и близость между особями.
За все время наблюдений ученые не заметили ни одного зевающего капуцина, поэтому заражение зевотой исследовать не вышло. Чесались приматы чаще: ученые наблюдали 80 таких случаев. Четверть из них вызвала поведенческое заражение: особи, которые смотрели на чешущегося, сами начинали чесаться. Средняя вероятность заражения составляла 0,57 ± 0,50, когда один партнер наблюдал почесывания другого, и 0,06 ± 0,21, когда не наблюдал. Между исходным почесыванием и последующим почесыванием другой особи в большинстве случаев проходило не больше минуты. Таким образом, первая гипотеза подтвердилась: капуцины перенимали друг у друга зуд.
А вот другим гипотезам подтверждений не нашлось. Обезьяны заражали и заражались зудом независимо от возраста, пола, социальной интегрированности и близости. Единственная закономерность, которую ученые смогли пронаблюдать, состояла в том, что 42 процента заражений происходила между партнерами по грумингу прямо в процессе. Авторы сделали вывод, что зуд и заражение зудом в этих случаях могли отражать позитивное возбуждение, а не негативное, с которым обычно их связывают. Подобное наблюдали ранее у диких макаков Давида: они тоже нередко чешутся вслед друг за другом во время груминга или незадолго до и после него.
Отсутствие других влияющих факторов ученые объяснили небольшой выборкой и предположили, что роль могли также сыграть недостаточное время или тщательность наблюдений. За этой популяцией исследователи начали наблюдать не так давно, они не знали точного возраста особей и рангов доминирования.
Не так давно ученые выяснили, что шимпанзе могут заразиться зевотой не только от сородичей или людей, но и от головы человекоподобного робота.
Вероятно, их завезли из Северной Африки
Генетическое исследование опровергло гипотезу, что первые домашние кошки прибыли в Европу в эпоху неолита вместе с ранними земледельцами и животноводами. Похоже, что кошек завели в этот регион всего около двух тысяч лет назад, причем из Северной Африки, а не из Передней Азии. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Science.