Питание себе подобными независимо возникало среди змей не меньше 11 раз
Каннибализм оказался широко распространенным явлением среди змей. По оценкам герпетологов, поедание представителей собственного вида было хотя бы раз отмечено у 207 видов этих рептилий из 15 семейств. Судя по всему, такое поведение в процессе эволюции независимо возникало у змей по меньшей мере 11 раз. Как отмечается в статье в журнале Biological Reviews of the Cambridge Philosophical Society, вероятно, чаще всего змеи поедают себе подобных из-за нехватки пищи или из-за стресса при содержании в неволе. Однако представители видов, которые регулярно охотятся на других змей, могут просто не отличать сородичей от другой добычи.
Многие змеи поедают змей. У одних видов такое поведение встречается редко. Другие же кормятся змеями регулярно или даже являются Облигатные офиофаги питаются преимущественно или исключительно змеями.
Герпетолог Бруна Фалкан (Bruna B. Falcão) из Федерального университета Сан-Карлуса и ее коллеги решили провести систематический обзор каннибализма у змей. Для этого они поискали научные статьи с упоминанием такого поведения на платформах Web of Science, Google Scholar и Scopus. В результате удалось обнаружить 299 подходящих публикаций, в основном кратких заметок. В них сообщалось о 503 случаях змеиного каннибализма, 218 из которых произошли в неволе, а остальные — в природе или при неясных обстоятельствах. Поедание змеями сородичей было зарегистрировано в 55 странах и на всех континентах кроме Антарктиды. Особенно часто его отмечали в США (144 раза), Австралии (33 раза), Бразилии (25 раз) и Индии (24 раза).
Анализ показал, что каннибалистическое поведение фиксировали у 207 видов змей из 15 семейств, принадлежащих к инфраотряду высших змей (Alethinophidia). В частности, его отмечали у 46 видов аспидовых (Elapidae), 46 видов гадюковых (Viperidae) и 42 видов ужеобразных (Colubridae). В то же время слепозмеек (Typhlopidae) и других представителей инфраотряда червеобразных змей (Scolecophidia) за поеданием себе подобных не замечали ни разу. Скорее всего, это связано с тем, что у этих рептилий, питающихся беспозвоночными, пасть не раскрывается достаточно широко для проглатывания сородичей или любой другой сравнительно крупной добычи.
Почти половина видов змей, уличенных в каннибализме (95 видов, 47,7 процента), обладают широким рационом. При этом восемь видов (3,9 процента) предпочитают охотиться на животных с удлиненным телом, а шесть (2,9 процента) являются облигатными офиофагами. Исследователи также обнаружили, что подавляющее большинство случаев змеиного каннибализма — 86,9 процента — не были связаны с какими-либо конкретными обстоятельствами. В 6,4 процента случаев самки поедали собственное потомство, включая неоплодотворенные яйца и мертворожденных детенышей (особенно часто такое поведение фиксировалось у представителей семейства удавообразных (Boidae), самки которых проявляют заботу о потомстве), а в шести процентах случаев — одни детеныши поедали других. Наконец, авторы выявили несколько случаев сексуального каннибализма и каннибализма, связанного с брачными турнирами самцов.
С помощью филогенетического анализа Фалкан и ее коллеги установили, что общий предок всех ныне живущих змей, скорее всего, не практиковал каннибализм. Однако впоследствии представители инфраотряда высших змей по крайней мере 11 раз независимо осваивали питание себе подобными. Вероятно, впервые среди змей такое поведение возникло у общего предка вальковатых змей (Aniliidae) и земляных удавов (Tropidophiidae).
Результаты исследования свидетельствуют, что каннибализм широко распространен среди высших змей, в первую очередь среди видов с неспециализированным рационом. Фалкан и ее соавторы предполагают, что большинство случаев, когда эти рептилии поедают представителей собственного вида, связаны с нехваткой другой добычи или стрессом из-за содержания в неволе. Однако А также, возможно, представители семейств Atractaspididae и Lamprophiidae, среди которых также распространены питание змеями и облигатная офиофагия.
Ранее мы рассказывали, как два коралловых аспида (Micrurus mipartitus) из заповедника в Колумбии не поделили добычу. Змеи одновременно схватили одну червягу, и ни одна из них не хотела уступать ее конкуренту. Схватка продолжалась около 17 минут, в конце концов одна змея сдалась, а другая уползла с добычей.
В наши дни эти змеи на острове не живут
В среднем плейстоцене на Тайване жили крупные питоны, достигавшие почти четырехметровой длины. К такому выводу пришли палеонтологи, изучив окаменевший позвонок возрастом 400–800 тысяч лет. Как отмечается в статье в журнале Historical Biology, в наши дни питоны на острове не встречаются, а самые крупные из современных местных змей обычно не вырастают длиннее трех метров.