Зачем французы смотрели на высушенные тела
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Останки умерших, сохранившиеся до наших дней, обнаруживают в гробницах, пещерах, болотах и в толще льда. Одни уцелели благодаря искусным техникам консервации, другие — лишь по счастливому стечению обстоятельств. В книге «Мумии со всего света» (издательство «КоЛибри»), переведенной на русский язык Ириной Прессман, археолог и антрополог Жюльет Каз рассказывает истории законсервированных тел, найденных — и порой даже выставленных на всеобщее обозрение — в разных странах. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о мумиях, которых французские монахи демонстрировали всем желающим вплоть до революции.
Мы рассмотрели несколько примеров консервации останков усилиями человека и говорили о приемах, встречающихся в различных культурах по всему миру. Но существует иной способ мумификации, не менее интересный, хотя и совсем другой: тела сохраняются естественным образом благодаря случайному — но эффективному! — особому совпадению химических и биологических факторов. Именно о таких человеческих останках и о людях, которыми они были при жизни, мы теперь поговорим. И начнем с Франции.
Франция может гордиться тем, что именно здесь в XIX веке родился отец современной танатопраксии, Жан-Николя Ганнал, методы которого нашли своих последователей повсюду вплоть до Соединенных Штатов, но нельзя утверждать, что на ее территории существовала традиция бальзамирования Между тем методы бальзамирования использовались во Франции в современную эпоху применительно к элите, как о том свидетельствуют археологические открытия. Оссуарием называют освященное место, где хранятся останки человеческого скелета.
Под крышей старинной церкви Сен-Сорнена в Ардеше (сегодня превращенной в Музей речного флота Роны) находится удивительный оссуарий. Спрятанная в одной из стен очень узкая и крутая лестница ведет в расположенное над северным Трансепт — поперечный неф в базиликах. — Прим. ред.
Долгое время эти останки покрывала завеса тайны, при этом гипотезы выдвигались самые ужасающие. Говорили о людях, которых замуровали в стене заживо, чтобы помешать распространению некой эпидемии, или о мучениках религиозных войн, но все эти предположения не нашли никакого подтверждения. Появление этого оссуария на самом деле относится к XVI веку. Возможно, из-за продажи участка старого кладбища, примыкающего к церкви (упоминание об этой сделке было найдено в муниципальных архивах 1702 года), возникла необходимость перенести захороненных людей на новое место. Правда, это не объясняет, почему и каким образом четыре мумии сохранились в таком состоянии. Несмотря на исследования костных останков, проведенных в начале 1980-х годов, вопрос, как тела оказались так великолепно законсервированы, остался без ответа. Разрешения на их транспортировку с целью более тщательного изучения добиться не удалось. Согласно одной из наиболее правдоподобных теорий, мумификация состоялась из-за сочетания нескольких факторов, таких как качество и влажность воздуха, особенности почвы и даже материалы, использованные при строительстве склепов, в которых они были захоронены первоначально.
Неоспоримый факт заключается в том, что присутствие мандулонов способствовало росту популярности церкви. Широкую публику пускали к останкам вплоть до ХХ века, о чем свидетельствуют различные письменные документы, а также удивительные почтовые открытки. Да-да, отправить по почте знакомым открытку, изображавшую мумию, было обычным делом, и такой сувенир весьма ценился в те времена!
Сегодня мандулоны по-прежнему находятся в оссуарии Сен-Сорнена. Но публику туда больше не пускают.
Теперь отправимся в Тулузу, где на протяжении нескольких веков из выставленных напоказ законсервированных тел делали мрачную достопримечательность. Упоминание об этих мумиях находят в городских архивах, а также в рассказах путешественников и в медицинских трудах. Известно о трех локациях, где существовала такая практика: монастыре якобитов, церкви кордельеров и церкви Святого Николая. Разумеется, не случайно все три места имеют отношение к христианской вере. С одной стороны, религиозное пространство, как мы уже упоминали, было традиционным во Франции местом захоронения — по причинам духовным и культурным, а также свидетельствовало об определенном социальном статусе покойного и божественном заступничестве, раз уж он пользовался привилегией быть похороненным прямо в церкви. С другой стороны, несомненно, монахам был известен феномен естественного высушивания тел, и, вероятно, они могли ему поспособствовать, проявляя внимание к свойствам материалов, использовавшихся при строительстве некоторых склепов. Так или иначе, хотя нетленность плоти рассматривалась католической церковью как чудо, которое свидетельствовало о прижизненных добродетелях покойного, вряд ли это относится к тулузским мумиям.
Начиная с XVII века решение монахов открыть доступ к мумиям широкой публике выходит далеко за рамки молитвенного сопровождения, которым пользовались покойники, захороненные по канонам религии. Присутствие светских посетителей на самом деле придавало феномену иной размах. Шла ли речь о воплощении фразы Латинское выражение, означающее «помни о смерти».
Конечно, с мумиями Тулузу называют розовым городом из-за цвета старинного кирпича, из которого она первоначально была выстроена. — Прим. ред.
За мумией той, кого называют Речь идет о тулузской аристократке Поль де Вигье, известной своей красотой и ореолом загадочности. — Прим. ред.
В итоге только Французская революция положила конец мрачным экспозициям в Тулузе. Большинство мумий действительно были уничтожены в бурный период французской истории.
Подробнее читайте:
Каз Ж. Мумии со всего света / Жюльет Каз ; [пер. с фр. Ирины Прессман]. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2025. — 160 с. : ил.