«В лабиринте сознания: Иллюстрированный путеводитель по психиатрии»

Панические атаки и необычные фобии

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

По данным ВОЗ, более миллиарда человек по всему миру страдают от различных психических расстройств. Они губительно сказываются не только на жизни конкретных людей, но и на мировой экономике: из-за проблем с ментальным здоровьем у населения она ежегодно теряет около одного триллиона долларов. В книге «В лабиринте сознания: Иллюстрированный путеводитель по психиатрии» («Альпина Паблишер»), переведенной на русский язык Людмилой Абраковой, психиатр Кристиан Льяч рассказывает о симптомах и методах лечения тревоги депрессии, шизофрении, расстройств пищевого поведения и других болезней. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о непредсказуемых приступах паники и некоторых специфических фобиях.

Тревога из ниоткуда

Эмоции, которые захлестывают человека при тревожном расстройстве, представляют собой смесь страха и беспокойства. Страх обычно связан с конкретными объектами или ситуациями, его вызывающими (такими, как нападение льва). Но есть одно особое расстройство, своего рода паршивая овца в стаде, которое нарушает эту закономерность. Я имею в виду паническое расстройство, описанное в начале главы. Люди, страдающие им, периодически испытывают панические атаки — совершенно неожиданные, внезапные и непредсказуемые приступы страха (порой они случаются даже во сне), которые достигают пика интенсивности за считаные секунды или за несколько минут. Эти приступы сопровождаются рядом неприятных симптомов. Вот как они описаны в DSM‑5: учащенное сердцебиение, дрожь в теле, боль в груди, от которой волосы встают дыбом. Кроме того, из-за одышки человеку кажется, будто он вот-вот задохнется, у него кружится голова, и все указывает на то, что он того и гляди упадет, в мышцах ощущаются покалывание и слабость, они как будто не в силах удерживать вес тела. Руки и лоб потеют, человека бьет озноб, он ощущает тошноту или дискомфорт в животе. Все эти симптомы быстро нарастают, и в конце концов человеку начинает казаться, будто реальность превращается в театральную декорацию (дереализация), а тело находится где‑то далеко, отдельно от него (деперсонализация). Человеком овладевает страх потерять над собой контроль, сойти с ума или даже умереть. В зависимости от человека и культурной среды это состояние может сопровождаться рыданиями, криком, ломотой в шейных мышцах или головной болью. Все эти симптомы длятся несколько минут и постепенно исчезают. 

Хотя сам человек не понимает, чем вызван его страх, известно, что спровоцировать его могут такие факторы, как чрезмерная физическая нагрузка, сильные эмоции или травматический опыт. В некоторых случаях панические атаки связаны с употреблением стимуляторов (например, кофе и кока-колы), недосыпанием и непривычными условиями внешней среды (шум или яркий свет). 

Важно не путать панические атаки с эмоциональными всплесками. В отличие от первых, вторые появляются медленнее и обусловлены ситуациями, способными вывести из  равновесия любого из  нас; это может быть конфликт или серьезная неудача, из-за которых эмоции «выплескиваются» наружу, что и отражено в названии данного явления. 

По некоторым данным, каждый третий человек хотя бы раз в жизни испытывал паническую атаку. Это не следует рассматривать как паническое расстройство, поскольку в большинстве случаев ничего подобного никогда не повторяется. Но есть люди, которые переживают панические атаки снова и снова, а при тяжелом течении — более четырех раз в неделю. В результате они постоянно опасаются повторения такого приступа и, чтобы не допустить его, даже пытаются изменить свое обычное поведение, например ограничивают физические нагрузки. Кроме того, они избегают ситуаций, которые, как им кажется, могут спровоцировать паническую атаку, в частности отказываются водить машину.

Направленная тревога

Теперь поговорим о расстройствах, отличающихся направленностью тревоги на что‑то конкретное. Первое из них, тесно связанное с предыдущим, — агорафобия. Человек, страдающий агорафобией, боится симптомов паники, которые могут возникнуть в местах или в ситуациях, где трудно или неловко убежать либо попросить о помощи: большие открытые пространства, транспорт, многолюдные мероприятия или места вдали от дома. Греческое слово ἀγορά означает «открытое пространство» или «рыночная площадь». Хотя агорафобия часто ассоциируется с паническим расстройством, иногда от нее могут страдать люди, у которых никогда не было панических атак, а отмечались в легкой форме один или два симптома из нашего обширного списка, приведенного выше (но их повторения они очень боятся). Как бы то ни было, этот страх вынуждает людей избегать перечисленных мест и ситуаций и может привести к отсутствию еды в холодильнике, а иногда и к социальной изоляции и появлению симптомов депрессии. В легких случаях такие люди самостоятельно вырабатывают для себя безопасные модели поведения: например, находят в себе силы посещать подобные места, но только в сопровождении надежного человека, на поддержку которого при необходимости можно рассчитывать. 

Кроме того, существует целый ряд специфических фобий. Они представляют собой чрезмерный или иррациональный страх перед определенным объектом либо ситуацией. Названия фобий включают в себя приставку греческого или латинского происхождения, указывающую на объект, который их вызывает. Многие фобии с экзотическими названиями кажутся особенно интересными, поэтому упомянем наиболее часто встречающиеся из них: офидиофобия (змеи), энтомофобия (насекомые), кинофобия (собаки), аэрофобия (полеты), клаустрофобия (замкнутые пространства), гематофобия, или гемофобия (кровь), и трипанофобия (иглы). Хотя фобии заложены в наших генах для защиты от потенциально опасных ситуаций (змеи — отличный пример), эти расстройства позволяют увидеть, что культурная среда способна изменить даже первичные рефлексы мозга. 

Например, по некоторым данным, айлурофобия (боязнь кошек) была гораздо более распространена в Средние века, чем сегодня. Одна из возможных причин в том, что в те времена кошки ассоциировались с  демонами. Другой пример — гексакосиойгексеконтагексафобия, или, сокращенно, тригексафобия, — боязнь числа 666, «метки зверя». Почему некоторые (немногие) люди страдают от этой фобии, но не убегают при виде числа 667? Очевидно, что культурные факторы играют важную роль в понимании психических расстройств. В любом случае примите мои поздравления! Если вы выдержали все это многословие, то, скорее всего, у вас нет гиппопотомонстросесквиппедалофобии, или боязни длинных слов! 

Широко распространен такой вид фобии, как социальное тревожное расстройство, иначе называемое социофобией. Люди, страдающие этим расстройством, очень боятся осуждения и критики со стороны окружающих: при социальном взаимодействии они испытывают сильное смущение и страх унижения из-за своих высказываний или поведения. По этой причине они избегают публичных выступлений как на рабочих совещаниях, так и во время дружеских застолий. Если им все же приходится высказаться, то они стараются не привлекать к себе внимания, избегая сложных тем в разговоре и даже зрительного контакта. 

Данное расстройство следует отличать от застенчивости, которая представляет собой свойство личности. Социальные отношения в таком случае связаны с неловкостью, неуверенностью или дискомфортом, но страха или избегания определенных ситуаций нет — это самому человеку кажется «иррациональным». Застенчивые люди необязательно страдают социофобией, но социофобы застенчивы почти всегда.

Подробнее читайте:
Льяч К. В лабиринте сознания: Иллюcтрированный путеводитель по психиатрии /
Кристиан Льяч, Валентина Сильва ; Пер. с исп. [Людмилы Абраковой] — М. : Альпина Паблишер, 2025. — 290 с., ил.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.