Астрофизики обнаружили корреляцию между химическим составом скалистых экзопланет и звезд, вокруг которых они вращаются. По оценкам на основе плотности планет, для суперземель стехиометрическое соотношение железа и силикатов в составе планет оказалось связано с составом протопланетного диска — как для Венеры, Земли и Марса, но не 1:1. В планетах, похожих на Меркурий, железа оказалось намного больше, пишут ученые в Science. Авторы работы объясняют это несоответствие другим механизмом формирования.
В процессе развития звездных систем и сама центральная звезда, и планеты вокруг нее образуются из одного и того же материала. Поэтому ученые считают, что химические составы звезды и планет около нее должны зависеть от состава протопланетного диска и, соответственно, коррелировать друг с другом. Например, в протосолнечном диске стехиометрическое соотношение железа и силикатов, по теоретической модели, — примерно 1:2. Практически такое же соотношение характерно для Венеры, Земли и Марса. Правда Меркурий в эту модель не вписывается — для него это соотношение практически противоположное.
Чтобы проверить, как элементный состав звезды соотносится с элементным составом планет около нее, астрофизики под руководством Вардана Адибекяна (Vardan Adibekyan) из Университета Порту изучили похожие на Солнце звезды из спектральных классов F, G и K и экзопланеты вблизи них. Температура этих звезд — от 3800 до 7400 кельвинов, а в их спектрах много линий металлов: в частности железа, кальция, титана и хрома. (Для тяжелых элементов в звездах главной последовательности состав атмосферы, который можно определить по спектру, примерно соответствует составу всей звезды.)
Всего ученые проанализировали спектры 21 звезды и плотности 32 небольших экзопланет около них, не превосходящих по массе десяти масс Земли. По этим данным астрофизики определили соотношение магния, кремния и железа в их составе. После чего построили зависимость плотности и состава планет от состава центральной звезды.
Статистический анализ показал, что для землеподобных скалистых экзопланет действительно есть корреляция между составом звезды и плотностью планет (p≈7×10−6), а также — между составом звезды и составом планет (p≈5×10−5), в двух предположениях: что железо есть только в ядре планеты и что железо есть и в ядре планеты, и в ее мантии. Правда, в планетах железа оказалось больше, чем в звездах. Авторы работы считают, что это расхождение — следствие процесса формирования планет, и связано оно с тем, что ближе к звезде доля железа во время конденсации вещества должна быть выше.
Кроме того ученые обнаружили, что для пяти планет из всего набора их модель не работает. Это Меркурий и его более тяжелые аналоги — ученые назвали эти планеты супермеркуриями. Астрофизики предполагают, что механизм образования этих планет отличался от механизма формирования землеподобных экзопланет и включал множественные столкновения и лишение планет мантии.
Ученые до сих пор не до конца понимают, как формируются планеты разного типа. Например, в 2018 году астрономы предположили, что крупные зародыши планет могут формироваться почти сразу после появления протопланетного диска.
Александр Дубов
Она порождает периодические изменения миллиметрового излучения от диска
Астрономы обнаружили горячую точку, вращающуюся внутри аккреционного диска вокруг сверхмассивной черной дыры в центре нашей галактики. На объект указала синусоидальная периодическая модуляция излучения от диска, обнаруженная в данных наземного радиотелескопа ALMA. Препринт работы доступен на сайте arXiv.org.