Он может быть связан с магнитаром или черной дырой
Астрономы обнаружили космического «Тасманийского дьявола» — нового представителя группы оптических внегалактических транзиентов с необычными свойствами, которые объясняются процессом рождения магнитара или аккрецирующей материю черной дырой. Статья опубликована в журнале Nature.
В 2018 году был обнаружен необычный оптический транзиент AT2018cow, неофициально обозначенный как «корова» и давший начало небольшому и необычному семейству внегалактических транзиентов, входящих в группу FBOT (Fast Optical Blue Transient). Они демонстрируют синий цвет и яркое радио- и рентгеновское излучение. Считается, что механизм генерации подобных вспышечных событий, длящихся несколько дней, отличается от сверхновых и включает в себя долгоживущий источник энергии, такой как компактный объект.
Группа астрономов во главе с Анной Хо (Anna Y. Q. Ho) из Корнелльского университета сообщила об открытии нового представителя «коровоподобных» транзиентов, получившего обозначение AT2022tsd или «Тасманийский дьявол». Он был обнаружен 7 сентября 2022 года при помощи наземной системы телескопов ZTF и в дальнейшем наблюдался рядом космических и наземных телескопов в разных диапазонах электромагнитного спектра.
Транзиент находится на расстоянии 6 килопарсек от ядра звездообразующей галактики с красным смещением z = 0,2564 и за сто дней наблюдений произвел не менее 14 вспышек, длительностью несколько минут. Высокая яркостная температура в сочетании с красным цветом вспышек предполагает нетепловой механизм излучения. Вспышки также отличаются очень высокой энергией — около 1046—1047 эрг.
Ученые пришли к выводу, что вспышки можно объяснить почти релятивистским потоком вещества, который связан с компактным объектом. Им может быть новорожденная замагниченная нейтронная звезда или черная дыра звездной массы, возможно также, что аккреционный диск возник из-за события приливного разрушения звезды нейтронной звездой, черной дырой звездной массы или черной дырой промежуточной массы.
Ранее мы рассказывали о том, как астрономы отыскали родственников «коров», одного из которых назвали «коалой».
Модель фотоиспарения атмосфер подходит меньше
Астрономы заметили, что у молодых звезд в скоплениях горячие субнептуны появляются чаще, чем у более старых звезд вне скопления. Если такая тенденция не связана со свойствами самих скоплений, то она говорит в пользу большей применимости модели убыли атмосферы экзопланет за счет нагрева ядром для объяснения явления «пустыни субнептунов». Статья опубликована в The Astronomical Journal. Одной из текущих проблем в экзопланетологии стало определение природы «пустыни субнептунов» или «зазора Фултона» — наблюдаемого недостатка короткопериодных (орбитальный период менее ста дней) экзопланет радиусом около 1,5–2 радиусов Земли. Ведущими кандидатами на объяснение этого явления стали идеи убыли первичной атмосферы планеты либо за счет фотоиспарения под действием высокоэнергетического излучением звезды, либо за счет нагрева из-за остывания ядра планеты. Для каждого механизма есть свои временные рамки, поэтому понять применимость каждого можно, исследуя различные выборки экзопланет. Группа астрономов во главе с Джесси Кристиансен (Jessie L. Christiansen) из Научного института экзопланет NASA проанализировала свойства пятнадцати горячих субнептунов из молодых звездных скоплений М44 и Гиады, обнаруженных космическим телескопом «Кеплер». Ученые определили, что частота появления горячих субнептунов у звезд промежуточного возраста (600–800 миллионов лет) спектральных классов G, K, M составляет от 79 до 107 процентов, что значительно больше, чем в случае более старых звезд (3–9 миллиардов лет) тех же спектральных классов в Млечном Пути, наблюдавшихся «Кеплером». Если уменьшение числа горячих субнептунов с возрастом является результатом эволюции планет, то высокая скорость появления этих планет в промежуточном возрасте больше соответствует модели убыли атмосферы за счет горячего ядра, чем модели фотоиспарения. Однако, если это, все же, первичные различия популяций планет в скоплениях и в других областях галактики, то мы можем иметь дело с иной зависимостью процесса формирования планет от свойств скопления или галактики. Ранее мы рассказывали о том, как ученые отыскали субнептун в обитаемой зоне красного карлика.