Для простых задач выявлена обратная закономерность
Присутствие наблюдателей-людей влияет на то, насколько успешно шимпанзе справляются с решением заданий. В случае простых задач увеличение аудитории отрицательно сказывается на производительности подопытных приматов. Однако когда шимпанзе решают сложные задачи, рост числа зрителей, наоборот, помогает им. Какие именно механизмы объясняют эту закономерность, пока остается неясным. Результаты опубликованы в статье для журнала iScience.
Поведение людей заметно меняется в присутствии свидетелей. Например, участникам психологических экспериментов труднее решать сложные задачи, связанные с памятью и обучением, если за ними кто-то наблюдает. Вероятно, такое падение производительности связано с социальным давлением со стороны зрителей и повышенной сложностью испытаний. С другой стороны, люди лучше справляются с простыми заданиями — такими, как поиск выхода в лабиринте или набор текста — когда у них есть зрители. Предполагается, что в обоих случаях на поведение испытуемых влияет желание поддерживать высокую репутацию среди себе подобных.
Команда зоологов, которую возглавил Синъя Ямамото (Shinya Yamamoto) из Киотского университета, решила выяснить, как присутствие зрителей сказывается на поведении близких родственников человека — обыкновенных шимпанзе (Pan troglodytes). С 2009 по 2015 год исследователи провели серию экспериментов с шестью представителями этого вида. В выборку вошли три взрослые самки из Центра изучения приматов при Киотском университете (их возраст на момент начала испытаний составлял от 25 до 33 лет) и три их детеныша восьми-девяти лет.
Исследователи предложили шимпанзе три типа задач, которые отличались уровнем сложности. Во всех случаях приматы должны были касаться чисел на сенсорном экране компьютера в порядке возрастания. В заданиях первого типа на экране последовательно появлялись числа от единицы до девятнадцати. В более трудных заданиях второго типа числа также появлялись последовательно, однако они не были смежными. Наконец, задания третьего типа были самыми сложными. Они напоминали задания второго типа, но после того, как шимпанзе прикасался к первому из чисел, остальные скрывались за прямоугольниками. Чтобы пройти испытание, приматы должны были запомнить расположение чисел на экране. За правильное выполнение заданий полагалась награда — кусочки яблок или изюм.
Проанализировав полученные в ходе экспериментов данные, Ямамото и его коллеги подтвердили, что шимпанзе достоверно лучше справляются с задачами первого и второго типа по сравнению с третьим типом. На следующем этапе исследователи проверили, как производительность приматов меняется в присутствии людей: экспериментаторов и других зрителей, которые наблюдали за прохождением тестов через прозрачное окно и они были хорошо видны испытуемым.
Оказалось, что при свидетелях шимпанзе хуже справляются с заданиями первого типа — то есть самыми легкими. При увеличении числа экспериментаторов на одного их производительность снижалась на шесть-одиннадцать процентов, а при аналогичном увеличении числа знакомых зрителей (не относящихся к экспериментаторам) — на один-десять процентов. В случае задач второго типа присутствие знакомых зрителей немного увеличивало успех шимпанзе. Наконец, для самых трудных задач, относящихся к третьему типу, была выявлена положительная связь между размером аудитории и производительностью испытуемых. Чем больше экспериментаторов наблюдали за шимпанзе, тем лучше они справлялись с тестами из этой категории. В то же время количество незнакомых зрителей, не относящихся к экспериментаторам, никак не повлияло на подопытных особей. Эта закономерность сохранялась для всех трех типов задач.
Ямамото с соавторами предложили три гипотезы, объясняющие полученные результаты. Согласно первой из них, когда шимпанзе выполняли задания третьего типа в присутствии большого количества экспериментаторов, они испытывали сильное возбуждение и воспринимали награду за правильное решение как более ценную (хотя в действительности она не отличалась от награды за выполнение заданий первого и второго типов). Из-за этого мотивация приматов к выполнению задач росла, что положительно сказывалось на их производительности. В случае заданий первого типа тесты были слишком простыми, чтобы этот механизм сработал, поэтому испытуемые часто теряли концентрацию и отвлекались.
Вторая гипотеза предполагает, что при выполнении самых сложных задач шимпанзе воспринимали зрителей как высокоранговых сородичей и испытывали стресс, который вынуждал их активнее проявлять интеллектуальные навыки. Наконец, согласно третьей гипотезе, давление со стороны большой аудитории повышало концентрацию приматов, когда они решали задачи третьего типа. В будущем исследователи планируют провести новые эксперименты, которые позволят оценить каждую из этих гипотез. Как бы то ни было, полученные результаты указывают, что у шимпанзе, как и у людей, присутствие зрителей влияет на способность решать задачи. Таким образом, эта черта развилась задолго до появления человеческих сообществ.
Недавно зоологи выяснили, что шимпанзе могут научиться у сородичей решению сложной задачи, которую не способны решить самостоятельно. Они поместили в вольеры шимпанзе из заповедника Чимфунши автомат, который выдает арахис, если в выдвижной ящик загрузить деревянный шар — а шары раскидали рядом. Ни одна обезьяна за три месяца не смогла решить эту головоломку, но после того, как ученые обучили по одному шимпанзе из каждой группы пользоваться автоматом, некоторые их сородичи переняли этот навык.
Это повысило их сплоченность
Исследователи из Великобритании и Кот-д’Ивуара описали социальную игру взрослых шимпанзе из национального парка Таи. Обезьяны чаще играли перед совместной охотой или коллективной защитой территории, и после игры вероятность сотрудничества увеличивалась. Также взрослые шимпанзе всех полов чаще играли со взрослыми сородичами после стычек, а самцы чаще играли с молодежью во время повышенной конкуренции за самок — то есть игра способствовала снижению социальной напряженности. Статья об исследовании опубликована в журнале Current Biology.