Его останки раскопали в графстве Чешир
Палеопатологи исследовали скелет взрослого человека, раскопанный в графстве Чешир в средневековом сельском некрополе. Ученые определили, что останки принадлежали мужчине, которому, похоже, при жизни ампутировали кисть левой руки. Он успешно перенес операцию и, по-видимому, продолжил после восстановления пользоваться обеими руками в повседневной жизни, о чем сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Paleopathology.
Ампутация представляет собой древнейшую засвидетельствованную хирургическую операцию, самый ранний пример которой относится к эпохе верхнего палеолита. Так, в 2022 году палеоантропологи описали останки молодого человека 19–20 лет, найденные на Калимантане. Примерно 30 тысяч лет назад в подростковом возрасте этому индивиду ампутировали часть левой ноги, причем операцию провели очень качественно: он не скончался ни от потери крови, ни от инфекций.
В более поздние эпохи в разных древних обществах также нередко ампутировали конечности, причем не только из-за болезней или травм, но и в рамках ритуальных практик или в качестве наказания за совершенные преступления. Примеры последнего, в частности, найдены на территории Китая, где в древние времена могли отрубить конечность за проступки.
На этот раз ученые описали пример успешной ампутации конечности, проведенной в средневековой Европе. Так, Сату Валориани (Satu Valoriani) вместе с коллегами из Ливерпульского университета Джона Мурса исследовала многочисленные останки, которые археологи раскопали в графстве Чешир. Они обнаружили в деревне Полтон, расположенной в пригороде Честера, больше 800 захоронений, которые, по-видимому, относятся к началу XIII — концу XVI века нашей эры.
Ученые остановили свое внимание на скелете взрослого человека, которого, по-видимому, похоронили завернутым в саван. Останки принадлежали мужчине средних лет, который прожил около 33–42 лет. Исследователи обратили внимание на то, что у этого человека отсутствовала левая кисть. При этом никаких признаков того, что эти кости исчезли из захоронения из-за более позднего повреждения могилы, археологи не зафиксировали.
Палеопатологи проанализировали останки и пришли к выводу, что вряд ли отсутствие кисти можно объяснить ахейрией — аномалией развития, при которой у ребенка частично или полностью отсутствует одна или обе кисти. Об этом, в частности, говорят следы на костях предплечья в местах крепления мышц и сухожилий. Наиболее вероятно, что мужчине ампутировали часть конечности, причем сделали это задолго до его смерти. Так, на концах лучевой и локтевой костей видны хорошо зажившие поверхности, на которых причем не заметны какие-либо следы от инструментов, использовавшихся во время операции.
Несмотря на инвалидность, мужчина, по всей видимости, живший в сельской местности, после того, как восстановился от операции, продолжил заниматься какой-то физической деятельностью. Так, на костях его левой руки не наблюдалось признаков остеопении — состояния, при котором снижается плотность костной ткани, наблюдавшегося бы, если бы человек не использовал конечность. По словам исследователей, это редкий выявленный пример того, как средневековый британец пережил ампутацию — операцию, которая до широкого распространения антисептических хирургических методов более чем в половине случаев заканчивалась смертью.
С древних времен люди проводили и другие хирургические операции, в частности, трепанировали черепа. О том, как и зачем они это делали, подробно можно прочитать в нашем материале «С дырочкой в левом боку».
Ученые исследовали изображения на теле пазырыкской женщины
Исследователи привлекли профессионального татуировщика и проанализировали фотографии татуировок на мумифицированном теле знатной пазырыкской женщины, останки которой много лет назад раскопали в Горном Алтае в кургане раннего железного века. Ученые не только определили технику и предполагаемые типы инструментов, с помощью которых были сделаны рисунки на теле этой дамы, но и заметили, что татуировки на правой и левой руках отличались качеством своего исполнения. Видимо, их делали два разных человека, или же один мастер, но на разных этапах своего «профессионального» становления. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.