В Чехии нашли гальку с выгравированными в верхнем палеолите животными

На камне изображены лошадь и, вероятно, мамонт

Археологи обнаружили в окрестностях чешской Остравы произведение палеолитического искусства малых форм. Они раскопали на памятнике Гоштялковице-II гальку, на которой одно поверх другого выгравированы два животных. Более ранее изображение, по всей видимости, представляет собой фигуру лошади, а более позднее — возможно, фигуру мамонта. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Paleolithic Archaeology, ценный артефакт, относящийся к мадленской культуре, вероятно, создан между 17 и 13 тысячами лет назад.

Примерно 23,5–21 тысячу лет назад, то есть во времена максимума последнего оледенения (около 26,5–19 тысяч лет назад), на юго-западе Европы возникла мадленская археологическая культура. По мере улучшения климатических условий носители мадленских традиций широко расселились из рефугиумов по остальной Европе: от Пиренейского полуострова до территории Польши, где эта культура существовала приблизительно до 14–13 тысяч лет назад.

Судя по находкам, мадленцы охотились на северных оленей и лошадей, занимались рыболовством и собирательством. Они активно обрабатывали не только камень, но и кость и рог, из которых делали наконечники для копий, гарпуны и прочие орудия. От той эпохи до наших дней сохранились многочисленные произведения искусства, в том числе знаменитые пещерные росписи с реалистичными изображениями разных животных, фигурки людей и животных, глиняные скульптуры и многочисленные предметы искусства малых форм — например, каменные таблички с гравировками.

На этот раз Петр Неруда (Petr Neruda) из Моравского музея в Брно и его коллеги из Польши и Чехии рассказали о результатах раскопок, проходивших в районе города Острава. По словам исследователей, в этой части Моравии до недавнего времени не были известны стоянки мадленской эпохи, хотя археологи уже давно открыли там более ранние граветтийские памятники из группы Петршковице. Раскопки последних, в частности, принесли ценные произведения палеолитического искусства: небольшую женскую статуэтку и обломок человеческой фигурки, сделанные из гематита.

Во время исследований памятника Гоштялковице-II, расположенного на холме у впадения реки Опава в Одру (Одер), ученые в 2022 году выявили слой, который, вероятно, относится к мадленскому времени. В нем археологи обнаружили остатки созданной человеком структуры, которая состояла из блоков песчаника, каменных артефактов, а также древесного угля и золы. Ученые обратили внимание на каменную гальку, которую они первоначально приняли за манупорт — принесенный человеком на стоянку камень без признаков искусственной обработки. Однако после того, как исследователи помыли эту гальку в лаборатории, они обнаружили, что на ней выгравированы изображения.

Находка представляла собой алевропелитовую гальку неправильной формы размером приблизительно 75 × 50 × 19,5 миллиметра и массой 108 грамм, на одной стороне которой ученые заметили двух изображенных в профиль животных, нанесенных одно поверх другого. Более ранняя фигура, по мнению исследователей, представляла собой лошадь, в то время как более поздняя — вероятно, мамонта (в этом случае идентификация не такая надежная, как в случае с лошадью). Когда создавалась вторая гравировка, человек доработал первое изображение, поэтому туловище и лапы животных по большей части дублируются и накладываются друг на друга. При этом головы лошади и предполагаемого мамонта заметно отличались.

По мнению ученых, произведение создали носители мадленской культуры. Скорее всего, это произошло между 17 и 13 тысячами лет назад — в течение периода, когда мадленцы, вероятно, присутствовали в Моравии. При этом результаты радиоуглеродного анализа древесного угля из этого памятника дали весьма неожиданные результаты. Отобранные образцы оказались или очень древними, или очень молодыми. Скорее всего, это говорит о том, что они не связаны с этой стоянкой. На мадленский возраст стоянки указывают данные стратиграфии, тип каменных орудий и самой гальки с гравировкой.

Примечательно, что если на гальке действительно изображен мамонт, на что потенциально указывают бороздки, которые исследователи интерпретировали как вероятные хобот и бивень (бивни), это говорит о том, что художник, скорее всего, встречал огромное животное. Как пишут авторы статьи, некоторые исследователи считают, что мамонты уже исчезли в этой части Европы, когда туда пришли мадленские охотники-собиратели. Однако реалистичные изображения, известные из других памятников, говорят о том, что эти люди все же порой сталкивались с хоботными, хотя, вполне возможно, что это происходило один или несколько раз в жизни.

На памятниках мадленской культуры встречаются не только произведения искусства, но и, например, свидетельства каннибализма, который, по-видимому, был частью культуры этих людей. Не так давно ученые в очередной раз подтвердили это, когда исследовали человеческие останки из Машицкой пещеры, расположенной в Польше. Они выявили на костях порезы от орудий, которые указывают на то, что одни люди разделывали других, чтобы употребить в пищу.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Людей позднего бронзового века заподозрили в использовании желтой растительной краски

Многочисленные остатки растений раскопали при доисторическом руднике