Она располагалась рядом с древними храмами
Археолог рассказал о результатах раскопок, проходивших в древнеегипетском городе Атрибис. Рядом с руинами высеченного в скале греко-римского храма бога Асклепия исследователи выявили остатки святилища Анубиса, а также древнее сооружение, которое, похоже, некоторое время использовалось в качестве мастерской бальзамировщиков. Об этом сообщается в статье, опубликованной в The Journal of Egyptian Archaeology.
Приблизительно в семи километрах от современного египетского города Сохаг и 200 километрах к северу от Луксора (Фив) находятся руины древнего города Атрибис, занимающие территорию площадью около 30 гектаров, значительная часть которой до сих пор не раскопана. Во время исследований этого поселения археологи уже раскопали храм царя Птолемея XII, правившего в 81–50 годах до нашей эры, и обнаружили больше 18 тысяч остраконов — керамических черепков с надписями: от списков имен и перечней покупок до учебных упражнений.
Поселение Атрибис располагалось у подножия горы, склон которой возвышается над поймой реки. В древности на этом горном склоне располагались каменоломни, высекались гробницы и другие сооружения. В частности, исследователи обнаружили там высеченный в скале храм, который посвящен богу врачевания Асклепию, о чем говорит надпись на фасаде этого сооружения. А внутри этого спеоса ученые обнаружили надписи, в которых упоминаются только местные египетские божества, что может свидетельствовать о наложении местных и греческих культов.
Теперь Штефан Бауманн (Stefan Baumann) из Лёвенского католического университета рассказал, что храм Асклепия представлял собой часть более масштабного комплекса сооружений, чем было известно ранее. Неподалеку от святилища бога врачевания располагались вырубленные в скале помещения, которые, по словам исследователя, оказались храмом египетского бога Анубиса, о чем свидетельствует надпись, вырезанная на камне в нескольких метрах от входа. Причем, вполне возможно, что оба храма функционировали в одно и то же время.
Неподалеку от Асклепиона археологи обнаружили остатки еще одного сооружения. Первоначально оно состояло из двух отдельных камер, между которыми впоследствии снесли разделяющую стену. По всей видимости, спустя какое-то время одну из частей этого сооружения решили перепрофилировать и использовать в качестве гробницы (как и одну из выявленных камер внутри храма Анубиса), для чего люди высекли ниши под мумии.
Пока неясно, для каких целей изначально высекли в скале эти помещения. Однако, похоже, какое-то время в одном из них располагалась мастерская бальзамировщиков. Так, внутри сооружения исследователи обнаружили большой каменный стол, длина которого составляла 3,8 метра, ширина — 2,2 метра, а высота — 0,9 метра. На предполагаемом столе ученые выявили скопление темного затвердевшего вещества, включающего битум, с кусочками льняной ткани. Сегодня размер этого скопления составляет около 50 × 60 сантиметров при толщине примерно один сантиметр.
Бауманн пишет, что, вероятно, на этом каменном столе подготавливали мумии покойных к захоронению. Человек, работавший с телом умершего, скорее всего, сидел сверху на столе, а не стоял рядом, на что указывает размер каменной глыбы, отметил исследователь. В таком случае углубление, вырезанное на боковой стороне стола, помогало человеку забраться наверх, а углубление, выявленное на поверхности «столешницы», могло представлять собой место для сидения.
Несколько лет назад мастерскую египетских бальзамировщиков археологи обнаружили в Саккаре — крупнейшем мемфисском некрополе. Во время раскопок этого древнего сооружения исследователи нашли сосуды, в которых до наших дней сохранились остатки бальзамирующих веществ, причем часть из них привезли в долину Нила из очень отдаленных регионов. Подробнее о том, что химики нашли внутри сосудов, читайте в нашем материале «Бальзам для души».
Химики определили состав древнеегипетских веществ для бальзамирования
Одним из важнейших элементов древнеегипетской культуры было представление о необходимости посмертного сохранения тела для Ка (жизненная сила) и Ба (совокупность чувств, личность). Поэтому египтяне с древнейших времен искали способы искусственно предотвратить естественный процесс разложения тел умерших и достигли в этом, в конечном счете, большого мастерства. Самые ранние свидетельства бальзамирования датируются примерно 4500–3350 годами до нашей эры — их нашли в гробницах додинастического периода.